У Витебщины нет выхода к морю, но есть моряки

 

 м-с Москалёв Владимир Валентинович

 

 

В. Москалев. Севастополь, 1975 год.

 

Белорусская земля взрастила 20 моряков – Героев Советского Союза, 74 наших земляка стали адмиралами флота.

 

Ежегодно в последнее воскресенье июля на постсоветском пространстве отмечается День военно-морского флота. В Советском Союзе это был один из любимых в народе праздников. Широко отмечали этот день и в нашей республике. Каждый третий ее призывник в свое время служил на флоте. Более двухсот тысяч белорусов в разные годы прошли «школу жизни» на морях и океанах. Гордостью ВМФ СССР являлся тяжелый авианесущий крейсер «Минск», на Балтике на хорошем счету у командования был морской тральщик «Комсомолец Белоруссии», а в Пинске находилось учебное подразделение, готовящее младших специалистов для всех флотов большой страны.

 

Только на Витебщине родились прославленный командир брига «Меркурий», герой Русско-турецкой войны Александр Казарский, командир подводной лодки в годы Второй мировой войны, Герой Советского Союза Самуил Богорад. Прославил свою малую родину – Миорщину – и вице-адмирал Егор Томко. В 1978 году он участвовал в походе подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот, за что и был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Наш земляк капитан 3-го ранга Анатолий Испенков геройски погиб на подводной лодке «Комсомолец». Об этих славных моряках мы помним, их имена носят улицы, открыты мемориальные доски, проводятся спортивные турниры на призы героев.

 

– Сегодня в области на учете состоят более 160 офицеров запаса и находящихся в отставке, проходивших службу в ВМФ, из них в Витебске – 77, – говорит ведущий специалист отдела идеологической работы и социальной защиты облвоенкомата, председатель областной организации «Белорусского союза офицеров» Сергей Денисов.

 

Всё же точное количество бывших матросов и мичманов установить сложно. Пять лет назад, учитывая, что в нашей республике флота нет, морские военно-учетные специальности изменены были на сухопутные. Но думаю, что людей, для которых  бескозырка и тельняшка не просто атрибут форменной одежды, а частичка жизни, на Витебщине десятки тысяч.

 

А были и трагические судьбы моряков-белорусов. Сегодня доподлинно известно, что на линкоре «Новороссийск», затонувшем 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя, службу несли и наши земляки. Флагман эскадры Черноморского флота унес жизни более 600 моряков.

 

Владимир Москалев родился в Витебске на улице Целинной на следующий год после севастопольской трагедии, в семье ветеринара Валентина Александровича и работницы торговли Валентины Филипповны. Как один из многих мальчишек, растущих в частном секторе, он был непоседой. Девять классов окончил в СШ № 9, считался крепким середнячком. Во время учебы в 37-м профтехучилище, где осваивал специальность автослесаря, получил права мотоциклиста. По распределению попал на автобазу, работал слесарем и, поднакопив денег, осуществил свою давнюю мечту – купил мотоцикл. Технику Володя любил, сам  обслуживал и ремонтировал нового двухколесного железного друга. Мечтал поступить в автотехникум.

 

Осенью 1974-го В. Москалева призвали на срочную службу. «Отслужу как надо и вернусь», – словами популярной в то время песни успокаивал он родителей на прощальном вечере.

 

Судьба забросила Владимира на Балтийский флот, в учебное подразделение ВМФ, которое находилась в городе Лиепая. А спустя полгода, после учебки, он был направлен для прохождения дальнейшей службы на крейсер «Октябрьская революция». Боевой корабль в то время находился на плановом ремонте в доках Севастополя. Так матрос Москалев оказался в городе «дождей, ветров и бескозырок». Полтора года трюмный машинист вместе со всей командой жил ожиданием выхода ставшего уже родным корабля в море и возвращения на Балтику.

 

«Мама, ты моя единственная, самая хорошая и самая красивая… Я соскучился по вам, по родному Витебску, мечтаю пройтись по Целинной», – писал он в своих  письмах. Писал часто и много, подробно рассказывая о службе, о новых товарищах. «Прошедшую зиму я ни разу не болел гриппом. А все потому, что начал закаляться. Закалка – это здорово. В армии этому уделяется много времени. Каждое утро и вечером я обдаюсь холодной водой... И знаешь, брат, запаса бодрости хватает на целый день», – в одном из писем Владимир давал напутствие младшему брату Валентину.
К Международному женскому дню вместе с открыткой он прислал матери  якорь, который носят моряки на погонах. «Мама, пусть он станет моим талисманом для тебя. Храни его и береги», – сделал сын приписку. И вот уже более тридцати пяти лет Валентина Филипповна бережет эту бесценную для себя реликвию.

 

…До окончания службы матросу Москалеву оставалось менее года. В письме к родным он писал: «…Бросил курить, так что ты, мамочка, больше не присылай мне сигарет. За меня можете порадоваться: стал отличником боевой и политической подготовки, моя фотография висит на корабле в числе лучших матросов». Здесь же Владимир сообщал, что к лету их крейсер выйдет в море и возьмет курс на Балтику, после чего он, возможно, приедет в отпуск.

 

Это было его последнее письмо. На родину он уже вернулся в цинковом гробу в сопровождении работников военкомата. А спустя месяц, как не стало Володи, Валентин Александрович и Валентина Филипповна получили письмо от командира сына. В нем прочли такие слова: «Он был настоящим моряком, верным сыном нашей Родины – он навсегда останется в строю экипажа крейсера».

 

Некогда боевой корабль «Октябрьская революция» давно списан и разрезан на металлолом. А родительское сердце и сегодня кровоточит незаживающей раной... Каждое последнее воскресенье июля супруги Москалевы, пока позволяло здоровье, ходили на кладбище к сыну – ведь это его праздник. А бывших праздников, как и моряков, не бывает.

 

Вот уже несколько лет успешно реализуется совместный российско-белорусский военно-патриотический проект «Морское братство – нерушимо!». В его рамках в канун Дня военно-морского флота в Освее Верхнедвинского района была открыта «Школа юных моряков», которую возглавил наш земляк, капитан 1-го ранга в отставке, бывший командир подводной лодки Василий Рудой. В культурно-историческом комплексе «Линия Сталина» установлен памятный знак в честь белорусских военных моряков. А значит, память о тех, кто испил чашу соленой морской воды, независимо от рангов и званий, всегда будет в наших сердцах.

Артур Матеюн, «НС».

27.07.2012