Секрет долголетия – любимая работа

Опубликовано 25.04.2018

 Ветеран локомотивного депо Волковыск Виктор Савчук на днях отметил 85-летний юбилей. И в это сложно поверить, потому что, кажется, годы не властны над этим бодрым и не по возрасту энергичным человеком.

САВЧУК Виктор Иванович

Есть в облике Виктора Ивановича одна особенность – одновременно строгое и доброе выражение лица. Таков и характер: все привык делать на совесть, серьёзно, не забывая о том, что главное качество в человеке – доброта. Так воспитывали родители, да и сама жизнь. Его отец Иван Демьянович, фронтовик, долгое время работал путевым обходчиком на железной дороге. Для Виктора он всегда был примером. Это обстоятельство и повлияло на выбор дальнейшей профессии юноши.

Порог отдела кадров паровозного депо Волковыск Виктор Савчук переступил в 1952 году после окончания брестского железнодорожного училища. Его приняли кочегаром паровоза. Правда, проработал Виктор недолго – вскоре его призвали в армию.

Каганович (Петропавловск) — cоветский лёгкий крейсер( пр. 26-бис)

Служил железнодорожник на Северном флоте. Вместе с командой на флагманском крейсере «Лазарь Каганович» прошёл по Северному морскому пути от Балтики до Дальнего Востока – города Советская Гавань – конечной точки БАМа. Затем был на корабле санитаром – ставил уколы, лечил переломы, накладывал гипс. Медицинские знания, приобретённые на флоте, помогают ему и сегодня. С болезнями, которые с возрастом одолевают любого человека, Виктор Иванович справляется сам – к врачу обращается только в крайних случаях, а таблеток и вовсе не признает.

Уволившись в запас, молодой моряк вернулся на магистраль – в родное депо. Работал помощником, а затем и машинистом паровоза. Без отрыва от производства окончил Вильнюсский техникум железнодорожного транспорта. В начале 60-х годов на смену паровозам на дорогу стали поступать тепловозы. При депо организовали курсы для переподготовки машинистов и их помощников. Савчук был в числе первых, кто окончил их и успешно сдал экзамен на право управления тепловозом.

– Водить его совсем не то, что паровоз. Управлять легче, однако дело это было для нас новое, психологически перестроиться было непросто. Но, конечно, ощущения от первой поездки просто незабываемые. Чувствуешь мощь огромной машины, на которой едешь, нет запаха дыма и гари, как на паровозе, – с удовольствием вспоминает Виктор Иванович. И, чуть подумав, добавляет: – У нашего поколения отношение к труду было очень добросовестным. На локомотив можно было в белом костюме прийти и не запачкаться. Ведь все должно быть чистым – и душа, и рабочее место.

Долгое время Виктор Савчук водил грузовые тяжеловесные поезда по маршруту Волковыск – Барановичи, длинносоставные – на Семенувку (Польша). Довелось ветерану какое-то время работать в одно лицо. Этот опыт железнодорожник передавал ученикам, среди которых некогда инструктор локомотивных бригад, машинист тепловоза, а ныне председатель совета ветеранов депо Сергей Гресь.

За десятилетия работы Виктор Савчук перевёз тысячи тонн грузов. В его трудовой копилке не перечесть грамот и благодарностей от руководства. Рабочая биография крестьянского паренька, ставшего машинистом, замечательная.

Сложилась и личная жизнь. С женой Валентиной – тоже железнодорожницей, отработавшей более 30 лет товарным кассиром на станции Волковыск-Центральный, – они счастливо прожили 59 лет. По стопам родителей пошёл и сын Юрий, который трудился в Волковысской дистанции пути. Правда, он рано ушёл из жизни, а когда материал готовился к печати, не стало и Валентины Владимировны. Дочь Тамара остаётся единственной опорой и радостью Виктора Ивановича. Она окружает отца заботой и любовью, постоянно поддерживает и ухаживает за ним.

А жизненные трудности только закалили ветерана. Лишь во взгляде – открытом и искреннем – иногда промелькнут грустные нотки.

– Думаю, – сказал в заключение нашей беседы Виктор Савчук, – секрет моего долголетия в том, что я не просто работал, а занимался любимым делом – водил поезда.

 

Евгений БОРЕЛЬ