15 ЛЕТ СРЕДИ ВОЛН ПРОВЕЛ АНАТОЛИЙ МИГАЛЬ

Общественно-политическая газета «Чырвоная зорка» издается с 26 января 1932 года. С 1 июля 2017 г. входит в состав МОУП "Редакция газеты "Мінская праўда". Учредитель газеты Узденский райисполком. Периодичность выхода 1 раз в неделю. Распространяется в г. Узде и Узденском районе.22.02.2022

МИГАЛЬ Анатолий МихайловичО морской романтике юноша, как некоторые его сослуживцы, с детства не мечтал. Но судьба распорядилась так, что 15 лет пришлось юноше из Круглянского района Могилевской области провести среди волн. А профессия, по которой служил-работал, пригодилась впоследствии.

Из деревни — на флот

После школы Анатолий поступил в Минское профтехучилище. Здесь он приобрел профессию монтера по ремонту и эксплуатации электрооборудования. Получил диплом, но поработать не успел-сразу же пришла повестка из райвоенкомата. И — направление в учебку в город-порт Лиепая, на судно-тральщик “Контр-адмирал Першин”. Было это в 1972 году. Потом служба продолжалась в городе Балтийск Калининградской области.

Узнав о его доармейской профессии, назначают юнгу сначала электриком, а затем и командиром отделения электриков.матрос Мигаль А.М.В непростых военных буднях осваивал Анатолий практические навыки работы с электрооборудованием морского сосуда. За два с половиной года службы до мелочей изучил все тонкости профессии, зарекомендовал себя квалифицированным специалистом и надежным другом. А это в морском деле многое значит.

За три месяца до увольнения в запас вызвали Мигаля в политотдел флота и предложили остаться здесь на сверхурочную службу, судовым электромехаником.ст. м-с Мигаль А.М.Дали время для раздумья. Вернулся домой, завел об этом разговор с родителями. Мать хотела, чтобы сын устроился где-нибудь поближе к дому, а отец сказал так:”Ты уже взрослый, решай сам». И Анатолий возвращается в Прибалтику.

Не до экзотики

Для дальнейшей службы на военном корабле А. Мигалю пришлось заочно закончить высшее мореходное училище в Калининграде. Командир отделения электромехаников (а в его ведении были еще четыре специалиста) отвечал за все электрохозяйство судна. Кроме того, приходилось заниматься и ремонтом, модернизацией других кораблей, приходивших на морскую базу из Мурманска, других портов Белого, Северного, Балтийского морей. Было и такое, что просили помощи иностранные суда. Если что-то в английском, французском корабле выходило из строя, в соответствии с международной конвенцией за соответствующую плату судно доставлялось до ближайшей ремонтной базы. Для этого существовал и 33-ти судоремонтный завод. Не раз наш земляк и его коллеги получали благодарности за квалифицированную работу.

 

— Обычно наше судно останавливалось в двух-трех километрах от суши, — делится воспоминаниями Анатолий Михайлович. — На берег нас, технический персонал, не выпускали, были военные и просто служебные секреты. А так довелось побывать у многих берегов Прибалтийского побережья, стран Европы, Индии. Ошибается тот, кто считает, что морская служба — сплошная экзотика, вояжи по иностранным портам, кабаки, пляжи. Для нас это постоянная работа, вода и железо. Были, правда, короткие контакты с польскими, немецкими моряками, обменивались с ними сувенирами (значок, часы, тельняшка).

В экипаж корабля входили матросы и специалисты из России, Украины, Беларуси, прибалтийских и кавказских республик. Как правило, это были закаленные ребята, которые мужественно переносили по нескольку месяцев пребывания в море. Только единицы не выдерживали, таких списывали на берег. Все жили как одна семья. не было дедовщины, разве что некоторые ее проявления чувствовали на себя те, кто пытался схитрить, переложить часть своих обязанностей на других. Был такой принцип: пришел на флот — выкладывайся по полной, и все будет хорошо.

Среди рыбного царства

В 1987 году А. Мигаль переходит на Калининградскую базу рефрижераторного флота. Это уже полностью гражданская служба. Попадает наш земляк на плавбазу “Пионерск” по переработке рыбы. С помощью спутниковой связи определялись наиболее массовые косяки морской рыбы, туда направлялись рыболовецкие суда. Неподалеку бросал якорь и ”Пионерск». С утра до вечера тоннами доставляли сюда обитателей морских глубин, рыбой заполняли три огромные трюма вместимостью до 30 обычных железнодорожных вагонов. Триста человек занимались ее переработкой на борту: делали консервы, пресервы, рыбий жир, что-то замораживали.

Впоследствии такие морепродукты продавались за валюту в Польшу, Германию, попадали к отечественным потребителям.

Было, что плавбаза находилась в море по полгода и более. Все это время судно обслуживал экипаж из 57 человек. Электромеханик с коллегами обеспечивал непрерывную работу оборудования. Приобретенные здесь навыки также пригодились в дальнейшей работе на других предприятиях. Законы электротехники везде одинаковы. Уволился Мигаль в запас в звании старшего лейтенанта.

В поисках места под солнцем

В конце 80-х годов приезжает наш земляк с семьей в город Тверь, откуда родом его жена. Определенное время работает мастером, а затем начальником электротехнического участка на химбазе. После развала Советского Союза на смену государственным предприятиям стали приходить в российскую глубинку кооперативы, частные фирмы, которые придерживались чисто собственнических интересов. Не мог приспособиться к этому человек, который привык к армейско-флотской дисциплине, ответственности. Пришлось искать свое место под солнцем в цехах экскаваторного, вагонного заводов, по изготовлению оборудования для промышленных предприятий. Не то. Стабильной работы нет, зарплаты маленькие.

А тут и личные проблемы возникли. Пришлось расстаться с женой. Старшему сыну Игорю (сейчас он капитан второго ранга) оставили квартиру в Калининграде, младший Павел, музыкант, остается в Твери. А Анатолий Михайлович попадает в больницу. После брат с сестрой перевезли мать из Могилевщины в деревню Свиталовка Узденского района, нашли и для него квартиру в доме по улице Советской в райцентре. С 2008 года Мигаль здесь и живет.

Нашел в Узде работу по специальности. Три года отработал электриком на обувной фабрике “Луч”. Но и там не было стабильной работы. Исполнял такие же обязанности в райпо — и это предприятие наказало долго жить. Затем устроился в магазин “Радуга”, судьба которого тоже была недолгой. С недавнего времени работает электриком в райисполкоме.

Отдых должен быть активным

— Как отдыхает работающий пенсионер?

— Мне 67 лет. После рабочего дня могу и телевизор посмотреть (интересуюсь немного политикой, экономикой), и в интернете побродить, со знакомыми новостями поделиться, и по вечерней Узде прогуляться, в библиотеку могу зайти. На выходных раньше, в доковидный период, часто в Минск ездил, театры, парки посещал. Летом, во время отдыха, бывшего моряка к воде тянет. Беру туристическую путевку дней на 10, выбираю удобный маршрут. Посетил Болгарию, Черногорию. Осложнились международные поездки — могу и в белорусском санатории отдохнуть, в крайнем случае — позагорать на берегу озера возле Зеньковичей.

Приезжают ко мне друзья, родственники из России, по одному и семьями. Я их на” Линию Сталина», в Хатынь, Брест, другие интересные места Беларуси вожу.

А еще вынашиваю мечту узнать, за что деда в Первую мировую войну двумя Георгиевскими крестами наградили. Правда, в 1942 году зашли в его деревню фашисты, забрали те награды…

 

 

Текст: Виктор Соболевский

Фото: Сергей Шарай