Два капитана: о трудностях морской службы

Главная03.08.2016

С фотографии смотрят два морских офицера. Это капитан 2-го ранга в отставке Лев Лысин и юный капитан-лейтенант Сергей Мороз. Учитель и ученик, заветной мечтой которых было море.  

 

Морские уроки 

 

В среднюю школу № 2 Новобелицкого района член общественного объединения «Белорусский союз военных моряков» Лев Лысин пришёл преподавать военную подготовку, основы безопасности жизнедеятельности и астрономию. С офицерской выправкой, подтянутый, уверенный в себе, он словно принёс в учебный класс дыхание морских волн. Заворожённо слушали ребята его рассказы о нелёгкой службе, преодолении тягот походной жизни, победе над своими сомнениями, вере в свои силы. В воображении школьников всплывали удивительные картины морской жизни. Лев Арсеньевич вёл учеников маршрутами воспоминаний. Рассказывал о Балтийском море с его обилием рыбы, о могучем Северном Ледовитом  океане. О том, как советские сторожевые корабли двигались через Берингово, Охотское моря в направлении Тихого океана, где бушевали грозные шторма, а волны поднимались на высоту до 30 метров. 

 

Говоря о себе, Лев Лысин вспоминал, как ему, рано оставшемуся без родителей, пришлось самостоятельно искать свою дорогу в жизни. Многие годы он упорно шёл к заветной цели – служить на флоте. И вот юноша из Речицы, никогда не видевший моря, сумел пройти огромный конкурс (140 человек на место) на штурманский факультет Высшего военно-морского училища в Ленинграде. 

 

Обезвреживая мины

 

В 50-е годы прошлого века Лев Арсеньевич проходил практику на боевых кораблях. Плавал матросом, старшиной, мичманом, а затем лейтенантом, преодолев все ступени профессионального мастерства. В 24 года его назначили штурманом строящегося на ленинградских верфях тральщика. Специфика этого корабля была продиктована временем: после Великой Отечественной войны в Балтийском море осталось множество фашистских мин. Найти каждую, подсечь, чтобы всплыла, уничтожить… В походе моряки «выуживали» из воды  три-четыре заряда. Всего же обезвреженных кораблём Льва Лысина мин за время службы было не сосчитать. Так начиналась его служба в городе Балтийске Калининградской области, где храбрый моряк со временем дослужился до помощника командира корабля. 

 

В 31 год в карьере Льва случился новый поворот. Он был назначен сначала помощником, а затем командиром противолодочного сторожевого корабля. Морской офицер овладевал не только навыками своей профессии, но и умением организовать коллектив, чтобы сформировать настоящую команду, способную выдержать все испытания длительного похода.  

 

Памятные одиссеи

 

– Боевой корабль – это настоящий город, жизнь которого во многом зависит от одного человека – командира, – пояснял, отвечая на вопросы своих учеников, Лев Лысин. – Это целостная система жизнеобеспечения десятков, сотен людей, задачей которых было найти подлодки противника. Экипаж искал и преследовал подводные цели и днём, и ночью, и в штиль, и в шторм. Как только гидроакустики устанавливали контакт с судном предполагаемого противника, нужно было определить его принадлежность к той или иной стране и сделать всё необходимое, чтобы подлодка покинула территорию охраняемых вод. И каждый раз именно командир принимал решение: признать обнаруженную цель опасной и сделать всё, чтобы обезопасить водные рубежи Родины от потенциального врага. 

 

  У некоторых противолодочников были карты с маршрутами морских одиссей. У Льва Арсеньевича такой карты не имелось, но зато у него была цепкая память. Помнил он курсы, которыми ходил во время трёхмесячных пребываний в море. В его сознании отложились не только цифры, определяющие тактико-технические данные корабля, но и тончайшие оттенки человеческих характеров, всевозможные факты из жизни экипажа. И дело тут было, пожалуй, не столько в остроте памяти, сколько в глубине переживаний командира за всё, что происходило на борту. 

 

Строгий и справедливый

 

Как-то раз во время похода расчёт минёров не выполнил боевой норматив. Лысин заметил, что это не очень-то волновало матросов и ответственного лейтенанта, который начал ссылаться на технические неполадки и непогоду. Тогда капитан напомнил младшему офицеру об упущениях в начале похода и потребовал усилить контроль над действиями подчинённых матросов. В другой раз командир электромеханической боевой части, докладывая о причине поломки, ссылался на инструкцию и доказывал, что задержка с запуском дизеля произошла не по вине личного состава. Лев Арсеньевич уточнил, как проводили утренний осмотр механизма и добавил:

 

– Вы его провели только формально. Если бы действовали с большей предусмотрительностью, наверняка обнаружили бы неисправность и устранили. Так что инструкция здесь ни при чём. Мы с вами не в учебном кабинете, а в море, где любая неисправность может привести к трагедии.

 

 Был случай, когда гидроакустики обнаружили подводную лодку на дистанции, значительно превышающей оптимальные возможности аппаратуры, и вахтенный офицер засомневался в надёжности выводов, в результате чего противнику удалось оторваться от преследования. Положение в итоге было восстановлено, преследование продолжалось, но время команда упустила.

 

– В современном бою некогда бороться со своими сомнениями, – строго наставлял вахтенного офицера Лев Арсеньевич. – Учитывайте обстановку, чтобы такого больше не повторилось.

 

30 лет на службе Родине

 

Следующим местом службы Льва Лысина стал польский город Свиноуйсьце, а затем Калининградская область. А вскоре он стал командовать 13-ю противолодочными кораблями в Петропавловске-Камчатском. Более полутора тысяч моряков под его руководством оберегали границы страны, рискуя оказаться вовлечёнными в назревавшие вооружённые конфликты между государствами Дальнего Востока. Моряки знали, что в любой момент их капитан может покинуть флагманский корабль и появиться на каком-либо из 13 судов, чтобы строго спросить за всякое упущение, провести проверку судна и в случае необходимости командирским словом поднять боевой дух матросов.

 

Лев Арсеньевич 30 лет жизни отдал службе на флоте, делал всё, чтобы граждане страны жили спокойно в таком непростом мире. Морской офицер ушёл в отставку в звании капитана 2-го ранга и, сменив форму на учительский пиджак и галстук, своим примером стал вдохновлять ребят на свершения. И когда пятиклассник Сергей Мороз поделился мечтой о море, учитель поддержал его, вселил веру в то, что на пути к своей мечте он преодолеет любые трудности. А потом через много лет у ученика созрела идея совместной фотографии: как благодарность наставнику и обещание продолжить его дело на благо Родины. 

 

Фото из архива Льва Лысина

Читать полностью: http://newsgomel.by/news/dva-kapitana-o-trudnostyah-morskoy-sluzhby