В Шумилино моряк и его единомышленники увековечивают память тех, кто имел отношение к флоту

23.04.2020

Военно-морская база в Шумилино — так те, кто служил на флоте, называют... местное озеро. Председатель районной организации Белорусского союза военных моряков Виктор Приходько и его единомышленники активно занимаются патриотическим воспитанием школьников, увековечиванием памяти тех, кто имел отношение к военно-морской службе.

Виктор Васильевич — начальник линейной дорожной дистанции № 364 филиала ДЭУ-36 РУП «Витебскавтодор». И как руководитель показывает пример любви к своему краю.

ПРИХОДЬКО Виктор Васильевич

С инициативным человеком меня познакомила председатель райсовета депутатов Ирина Новикова, подчеркнув, что он очень скромный — не считает необходимым рекламировать сделанное от души. Больше бы таких энтузиастов, добавила она!

А наш с ним разговор состоялся возле озера, которое все больше местным в шутку называют морем.

Говорят, бывших моряков не бывает. Офицерская выправка, командный голос, искренность и прямолинейность в размышлениях — это все о моем собеседнике. В свои 59 лет шумилинец выглядит, слава богу, как многие 40-летние, и еще моложе. А секрет — в здоровом способе жизни, привычке купаться даже в холодной воде, в том, что не любитель поваляться на диване. У него всегда много дел, включая и полезные для общества. Он, например, лично организовал обустройство спортивной площадки для игр в волейбол и футбол. Очень рад Виктор Васильевич, когда видит там молодежь. Всегда готов и подсказать, как лучше подготовить себя к сдаче экзаменов в военный вуз.

Когда слушаешь его рассказы о службе, невольно тянет просить, чтобы уточнял, рассказывал еще и еще. Например, о том, как служил на самой большой подлодке в мире, которая внесена даже в Книгу рекордов Гиннесса. Площадь этого подводного судна — полтора футбольного поля. 27 метров — высота, 178 - длина!

— А название — «Акула». Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения, если полностью. На нем я служил на Краснознаменном Северном флоте. И из-под «макушки» планеты наш экипаж тоже всплывал, — рассказывает моряк.

Сам он родом с Гомельщины. Отец был военным, как и многие родственники. Жил будущий подводник недалеко от Калинковичей, в военном городке. Поэтому, разумеется, с детства мечтал носить погоны, окончил Калининградское военно-морское училище.

После аварии на Чернобыльской АЭС мать Виктора Приходько переехала сначала в Могилевскую область, а потом на Витебщину — в Шумилинский район. Сын с женой и двумя дочерьми, когда в 1997-м закончил службу, из военного городка, который недалеко от Мурманска, переехал жить ближе к маме. Работал сначала на комбинате кооперативной промышленности энергетиком, главным инженером, потом директором. Далее — директором сельхозхимии, в обществе охотников и рыболовов, заместителем руководителя по строительству Обольского керамического завода. Сейчас вот уже почти двенадцать лет в дорожной службе. Сфера ответственности — около 110 километров.

Всего в районной общественной организации военных моряков около 45 человек. Статус почетного ее руководителя принадлежит умершему несколько лет назад Анатолию Бычкову.

— Именно капитан второго ранга Анатолий Леонидович Бычков — автор идеи строительства лодки, принцип действия которой берет начало от петровской эпохи, — весельно-парусной шлюпки. И сегодня на каждом надводном корабле такие должны быть в обязательном порядке. Эти шестивесельные шлюпки (ялы) используются и как средства спасения, и чтобы, если потребуется, дойти до берега и обратно, — поясняет собеседник.

Этому ялу около шести лет. Хранят его на озере в «ангаре», сделанном из большой цистерны. На нем катают местных школьников — например, в День Победы, на праздник Купалы, на День Независимости...

— Ял, кстати, носит имя знаменитого героя-подводника, который родился на Шумилинщине, — Анатолия Испенкова. Он был один из погибших на субмарине «Комсомолец». Трагедия произошла в апреле 1989-го в Норвежском море. Почему случился пожар на самой современной на то время лодке, которой принадлежал рекорд по глубине погружения среди подводных судов (1020 метров), — неизвестно. 42 из 69 членов экипажа погибли. Анатолий Испенков до последней минуты обеспечивал субмарину электроэнергией.

Виктор Приходько продолжает многое из того, что было сделано до него Анатолием Бычковым, который увлекался парусным спортом и учил ему молодежь. Кроме этого, собирал камни — у него был талант находить очень красивые и очень большие. Возле гигантского валуна на берегу озера, кстати, мы и беседовали. Если присмотреться, этот камень сбоку очень похож на нос корабля. Таким образом и решили в свое время увековечить память моряков — выходцев из этих мест. Над землей видна лишь треть большого чуда. Чтобы поднять его, снять с платформы грузовика, понадобилось аж два крана...

Бывшие военные моряки поддерживают чистоту на территории памятного места и вообще на берегах озера. Неподалеку, кстати, есть уникальный парк. Высаживать там деревья начали к 70-летию освобождения района. На сегодня их около пяти тысяч, причем только в прошлом году стало на тысячу больше. Моряки активно принимают участие в субботниках, которые проходят в этом месте, сами наводят здесь порядок. Виктору Васильевичу в вопросах благоустройства нередко помогают внуки, старшему из которых девять лет, а младшему — четыре.

В планах Виктора Приходько продолжать увековечивание памяти тех, кто имел отношение к флоту. Будет и дальше поиск родственников, потомков погибших во время войны и в мирное время. Моряки надеются, что кто-то из сухопутной Шумилинщины будет продолжать их дело.

Александр ПУКШАНСКИЙ

Фото автора

Название в газете: Марак на сушы