- Главная
- Новости
- Великие мореходы Беларуси
- Книга ПАМЯТИ
- Кают – компания
- Путешествие во времени
- Форум
- 2014.08.24 БЕЛОРУССКАЯ СОСНА НА РОССИЙСКОЙ ЗЕМЛЕ
- 2016.07.05 Как днепровские моряки Берлин брали
- 2016.08.09 "Ссохшийся Ленинград корочки хлебной ждет..."
- 2016.12.17 БАЛТИЙСКАЯ ПРОПИСКА "МИНСКА"
- 2016.12.17 На просторах Мирового океана: белорусские города в названиях морских судов
- 2017.01.13 Судьба "Минска": как советский авианосец превратили в китайский луна-парк
- 2017.01.17 ПОСЛЕДНИЙ МАТРОС С “АВРОРЫ”
- 2017.02.10 ЗАЧИСЛЕН НА КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»
- 2018.07.14 Моряки земли Белорусской.
- 2018.09.25 Морской спецназ Первой мировой: сделано в Белоруссии
- Боцманская дудка
- Высказывания контр-адмирала, командира дивизии атомных подводных лодок Северного флота.
- Газета "Красный Днепровец" 1944 года
- Днепровская флотилия от Волги до Шпрее
- Знак "За дальний поход"
- КОМАНДИР ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА МИШКА-МОРЯК
- Крейсер "АВРОРА"
- МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК ( гюйс )
- МОРСКАЯ ДУША
- Морские имена в названиях улиц города Минска.
- Моряки-белорусы в русско-японской войне
- Наше творчество и наши таланты
- Непобедимый старшина
- ПОДВОДНИКИ - БЕЛОРУСЫ ПЕРЕПИСЫВАЮТСЯ С ЗЕМЛЯКАМИ
- Праздники ВМФ
- Сайт Черкашина Николая Андреевича — блог, книги и записи от писателя-мариниста
- 1_Брестская организация БСВМ
- 2_Витебская организация БСВМ
- 3_ГОМЕЛЬСКАЯ организация БСВМ
- 4_Гродненская организация БСВМ
- 5_Минская областная организация БСВМ
- 6_МОГИЛЁВСКАЯ организация БСВМ
- 7_ Минская организация БСВМ
- МОРЯКИ БЕЛАРУСИ ВСПОМИНАЮТ…
- Морская АВИАЦИЯ
- Морская ПЕХОТА
- РУНДУК (архив)
ПОСЛЕДНИЙ МАТРОС С “АВРОРЫ”
12 января 2017
В свое время мне довелось познакомиться с Силантием Ничипоровичем Гусевым — матросом с легендарной «Авроры».
Свой трудовой путь Силантий Ничипорович начал подростком — батрачил у пана. Перспектива на будущее представлялась далеко не радужной: у крестьянской семьи с Могилевщины на девять душ приходилось всего лишь две десятины земли. И Гусев уезжает работать в Петроград на суконную фабрику. Здесь он стал выполнять задания большевиков.
Одно из них едва не закончилось для него плачевно. Выручила находчивость. Когда клеил листовки, попался жандармам. Пришлось сослаться на неграмотность: мол, какой-то дядька попросил повесить объявление-приглашение в театр. А за эту услугу дал серебряный рубль. Юношу спасла смекалка как минимум от тюрьмы. Но не отвертелся от службы в армии. Хозяин фабрики по совету полиции«помог» парню стать матросом броненосца «Слава». Команда корабля отличилась в бою с кайзеровским флотом в Первую мировую войну около Моонзундского архипелага. Однако броненосец получил много пробоин. Было принято решение «Славу» затопить, а экипаж распределить по другим кораблям. Так Силантий Гусев оказался на легендарной «Авроре».
Этот крейсер по меркам того времени в своем классе по вооружению, скорости хода, маневренности не имел равных в мире. Боевое крещение «Аврора» получила в Цусимском сражении. Отражала атаки девяти японских кораблей. Прорвала их блокаду и оказалась в Маниле, где прошла ремонт и вернулась в Россию.
— Еще до октябрьских событий 1917 года революционный матросский комитет взял руководство всеми делами своего корабля. Экипаж расправился с ненавистным командиром крейсера офицером Никольским, который издевался над подчиненными, — вспоминал в беседе со мной Силантий Ничипорович. — А восьмую часть экипажа — семьдесят человек — составляли белорусы.
До мельчайших подробностей запомнились ему события штурма Зимнего дворца.
— Накануне исторического выстрела «Авроры» меня и других руководителей большевистских ячеек пригласил к себе комиссар крейсера Александр Белышев и предупредил: «Знаю, что многие матросы горят желанием дать залп боевыми снарядами по Зимнему. Этого допустить нельзя. Сам Ленин (а, по словам Гусева, Александр Балышев был лично знаком с вождем революции. — Е.Т.) запретил стрелять боевыми. Так как нужно Зимний сохранить для потомков.
Экипаж крейсера, как известно, участвовал в штурме Зимнего. Сам Силантий Ничипорович непосредственно не арестовывал министров Временного правительства. Но видел позже их испуганные, а у некоторых злые лица, когда арестованных сопровождали конвоиры.
Мирное время для Силантия Гусева наступило не скоро. Участвовал в ликвидации мятежа генерала Краснова, воевал против германских войск, освобождал от них Минск, прошел по тяжелым дорогам гражданской войны, не раз был ранен. Остались в памяти незабываемые встречи с Михаилом Фрунзе, Николаем Щорсом. Организовывал он и коммуны. Писал книги — всего и не перечесть, где проявил себя наш земляк. А в Великую Отечественную он добровольцем ушел на фронт. В составе истребительного батальона сражался под Минском. После ранения попал в минометный полк „катюш“.
Самым же памятным для Силантия Гусева стал бой осенью 44-го в Польше. При штурме вражеских окопов погиб командир подразделения. И тогда Силантий поднял бойцов в рукопашную атаку. В этом бою был эпизод, когда белорус очутился один на один с гитлеровским полковником. Фашист первым выстрелил в него из пистолета. Промахнулся самую малость: пуля, как бритвой, срезала на гимнастерке погон. Второй раз полковник выстрелить уже не успел. Там же, в Польше, снова на этой войне (как и на гражданской) был ранен.
После Победы занимался литературной деятельностью, работал в музее Великой Отечественной войны и литературном музее Якуба Коласа.
Свою последнюю поездку на крейсер „Аврора“ Гусев совершил в 1970 году.
— Уже тогда я не смог встретиться ни с одним из знакомых, с кем служил на крейсере, — говорил мне Силантий Ничипорович. — Из сослуживцев из Беларуси я в живых остался один.
… Он прожил долгую и нелегкую жизнь. Покинул нас последним из матросов-авроровцев. И всегда гордился, что служил на легендарном крейсере.
