ПОСЛЕДНИЙ МАТРОС С “АВРОРЫ”

12 января 2017

В свое время мне довелось познакомиться с Силантием Ничипоровичем Гусевым — матросом с легендарной «Авроры».

Свой трудовой путь Силантий Ничипорович начал подростком — батрачил у пана. Перспектива на будущее представлялась далеко не радужной: у крестьянской семьи с Могилевщины на девять душ приходилось всего лишь две десятины земли. И Гусев уезжает работать в Петроград на суконную фабрику. Здесь он стал выполнять задания большевиков.

Одно из них едва не закончилось для него плачевно. Выручила находчивость. Когда клеил листовки, попался жандармам. Пришлось сослаться на неграмотность: мол, какой-то дядька попросил повесить объявление-приглашение в театр. А за эту услугу дал серебряный рубль. Юношу спасла смекалка как минимум от тюрьмы. Но не отвертелся от службы в армии. Хозяин фабрики по совету полиции«помог» парню стать матросом броненосца «Слава». Команда корабля отличилась в бою с кайзеровским флотом в Первую мировую войну около Моонзундского архипелага. Однако броненосец получил много пробоин. Было принято решение «Славу» затопить, а экипаж распределить по другим кораблям. Так Силантий Гусев оказался на легендарной «Авроре».

Этот крейсер по меркам того времени в своем классе по вооружению, скорости хода, маневренности не имел равных в мире. Боевое крещение «Аврора» получила в Цусимском сражении. Отражала атаки девяти японских кораблей. Прорвала их блокаду и оказалась в Маниле, где прошла ремонт и вернулась в Россию.

— Еще до октябрьских событий 1917 года революционный матросский комитет взял руководство всеми делами своего корабля. Экипаж расправился с ненавистным командиром крейсера офицером Никольским, который издевался над подчиненными, — вспоминал в беседе со мной Силантий Ничипорович. — А восьмую часть экипажа — семьдесят человек — составляли белорусы.

До мельчайших подробностей запомнились ему события штурма Зимнего дворца.

— Накануне исторического выстрела «Авроры» меня и других руководителей большевистских ячеек пригласил к себе комиссар крейсера Александр Белышев и предупредил: «Знаю, что многие матросы горят желанием дать залп боевыми снарядами по Зимнему. Этого допустить нельзя. Сам Ленин , по словам Гусева, Александр Балышев был лично знаком с вождем революции. — Е.Т.) запретил стрелять боевыми. Так как нужно Зимний сохранить для потомков.

Экипаж крейсера, как известно, участвовал в штурме Зимнего. Сам Силантий Ничипорович непосредственно не арестовывал министров Временного правительства. Но видел позже их испуганные, а у некоторых злые лица, когда арестованных сопровождали конвоиры.

Мирное время для Силантия Гусева наступило не скоро. Участвовал в ликвидации мятежа генерала Краснова, воевал против германских войск, освобождал от них Минск, прошел по тяжелым дорогам гражданской войны, не раз был ранен. Остались в памяти незабываемые встречи с Михаилом Фрунзе, Николаем Щорсом. Организовывал он и коммуны. Писал книги — всего и не перечесть, где проявил себя наш земляк. А в Великую Отечественную он добровольцем ушел на фронт. В составе истребительного батальона сражался под Минском. После ранения попал в минометный полк „катюш“.

Самым же памятным для Силантия Гусева стал бой осенью 44-го в Польше. При штурме вражеских окопов погиб командир подразделения. И тогда Силантий поднял бойцов в рукопашную атаку. В этом бою был эпизод, когда белорус очутился один на один с гитлеровским полковником. Фашист первым выстрелил в него из пистолета. Промахнулся самую малость: пуля, как бритвой, срезала на гимнастерке погон. Второй раз полковник выстрелить уже не успел. Там же, в Польше, снова на этой войне (как и на гражданской) был ранен.

После Победы занимался литературной деятельностью, работал в музее Великой Отечественной войны и литературном музее Якуба Коласа.

Свою последнюю поездку на крейсер „Аврора“ Гусев совершил в 1970 году.

— Уже тогда я не смог встретиться ни с одним из знакомых, с кем служил на крейсере, — говорил мне Силантий Ничипорович. — Из сослуживцев из Беларуси я в живых остался один.

… Он прожил долгую и нелегкую жизнь. Покинул нас последним из матросов-авроровцев. И всегда гордился, что служил на легендарном крейсере.

Автор: Евгений ТУРАЙКЕВИЧ.