Командир счастливой «Лиры». Уроженец Езерища Анатолий Ковалев посвятил свою жизнь подводному флоту.

17.03.2020

Память о героических земляках живет на их малой родине и передается из поколения в поколение.

День моряка-подводника отмечают 19 марта военнослужащие и ветераны подводных сил России, а вместе с ними – их белорусские боевые товарищи, ветераны ВМФ СССР. Беларусь, в том числе Витебщина, имеет прямое отношение к военно-морской славе Отечества. Во все времена в рядах моряков-героев, выдающихся флотских военачальников были и остаются наши земляки.

Витебская областная организация Белорусского союза военных моряков под руководством капитана I ранга в отставке Анатолия Ковалева проводит большую работу по сохранению морского наследия Беларуси, увековечению памяти уроженцев Придвинского края, которые прославили императорский, советский и современный российский флот. Деятельность ветеранского актива важна и в плане патриотического воспитания населения, прежде всего молодежи.

В числе многих добрых дел достаточно назвать открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Самуилу Богораду на здании бывшей Морской школы, рядом на той же улице Средненабережной – памятного знака, посвященного Западно-Двинской военной флотилии, а в средней школе № 8 Витебска, которая носит имя героя-подводника Анатолия Испенкова, – музейной комнаты «Морская слава Беларуси». С 2012 года в Витебской области в честь земляков, прославивших флот, установлено 5 памятных знаков, 3 мемориальные доски. Средняя школа № 3 в Миорах носит имя Героя Советского Союза вице-адмирала Егора Томко, а библиотека в поселке Освея Верхнедвинского района – писателя-мариниста капитана I ранга Василия Рудого.

Сам Анатолий Ковалев 32 года отдал службе в рядах подводных сил Советского Союза. Родился Анатолий Михайлович в 1937 году в поселке Езерище. Он из тех, о ком сегодня говорят – «дети войны». Ребенком, угнанный вместе с мамой и бабушкой в Германию, испытал ужасы фашистской неволи. В послевоенные годы поначалу жили очень трудно. Помогали мамины родственники из Ленинграда. Они прислали для Анатолия настоящее обмундирование краснофлотца. Увидев в нем юношу, военком и предложил парню стать настоящим моряком.

Так оно и вышло. В 1955 году Анатолий Михайлович окончил 2-е Рижское высшее военно-морское училище подводного плавания и продолжил службу на Северном флоте. Гремиха – известный пункт базирования советских дизельных лодок, а затем и подводных ракетоносцев на Кольском полуострове. Первый поход (то есть выход на боевую службу, так это называется у моряков-подводников) лейтенант Ковалев совершил на дизельной подлодке С-273 в должности командира электронавигационной группы. В дальнейшем на этой же лодке был командиром БЧ-1 (штурманская боевая часть).

И на С-273 молодой офицер участвовал в первых испытаниях эхоледомера в районе Новой Земли, а еще совершил самый длительный за время своей службы поход – в 1961 году, когда проходили учения «Полярный круг». Волновался штурман Анатолий Ковалев, ибо ему в присутствии самого начальника штаба 14-й отдельной базы подводных лодок надо было вывести лодку на перехват крейсера Черноморского флота, чтобы «потопить» учебной торпедой условного противника. Минуты ожидания, когда в перископе должен был вот-вот показаться на горизонте дымок крейсера, показались чуть ли не вечностью… И тогда же произошла авария на атомной подводной лодке К-19, которая также участвовала в учениях «Полярный круг». Лодка Анатолия Михайловича была одной из тех, которые находились ближе всего к терпящей бедствие субмарине, и получила задание противодействовать возможным провокациям со стороны натовских кораблей.

Пережил ядерную аварию в море, получив свою дозу радиации и как следствие – лучевую болезнь, и сам Анатолий Ковалев, когда в звании капитана III ранга и в должности командира БЧ-1 служил на К-27, то есть атомной подводной лодке 645-го проекта. Это было в мае 1968 года во время испытаний после модернизации реактора. К сожалению, шесть членов экипажа в результате этой аварии погибли.

В дальнейшем Анатолий Ковалев служил старшим помощником, а затем в течение 15 лет – командиром экипажа атомной подлодки 705-го проекта (шифр «Лира»). За все время службы его семья 22 раза переезжала с места на место, и сегодня Анатолий Михайлович сожалеет, что со своей супругой Ритой Павловной в силу кочевой офицерской жизни взрастили только одного сыночка. Но зато какого! Виктор Ковалев по примеру отца тоже стал морским офицером и в звании капитана I ранга был командиром экипажа АПЛ «Псков» – атомной подлодки 945-го проекта.

Сегодня одна из главных задач Белорусского союза военных моряков, в том числе Витебской областной организации, сделать все для того, чтобы новые поколения белорусов знали о своих героических земляках.

 

© Авторское право «Витьбичи». http://www.vitbichi.by/news/obshchestvo/armiya/post40251.html

Автор: Виталий СЕНЬКОВ.