Хождение за 17 морей

25.03.2006

Раут оживших героев Современному человеку при взгляде на агрегат, напоминающий огромную пузатую деревянную бочку, с трубками и веслами "подводного назначения" трудно удержаться от улыбки. А между тем именно с этого начинался подводный флот! 1724 год. Впервые в России крепостной Никонов предложил Петру Первому вот такой проект подводной лодки. -- Вот эта модель построена по чертежам минского дворянина Черновского, который конструировал первую подводную лодку, находясь в Петропавловской крепости, -- рассказывает Александр. -- Вы только представьте, сколько наших с вами земляков вписали свою славную страницу в историю подводного плавания! В 30-е годы ХIХ века дворянин Гродненской губернии генерал-майор Шильдер первым строит подводную лодку и проводит ее испытания. А вот лодка, построенная сыном витебских дворян Александровским в 1865 году. -- Александр Артурович, но "глубинные рыцари" новейшей истории явно ведут историю не от замечательной конструкции крепостного Никонова 1724 года. Что послужило для подводного флота точкой отсчета 100 лет назад? -- Указ императора Николая II в годы русско-японской войны о введении в классификацию флота класса подводных лодок. Исполнилось сто лет, как в нашем флоте существует понятие "подводная лодка". До этого они назывались миноносцами. А во время русско-японской войны две первые российские подводные лодки "Дельфин" и "Форель" одним лишь своим присутствием во Владивостокском порту предотвратили всякие поползновения японцев туда проникнуть. Есть на выставке и модель легендарной "К-21", чей подвиг в годы Второй мировой войны так и не смогли замолчать союзники. Союзный караван PQ-17, везший в СССР вооружение для армии в 50 000 человек, был внезапно покинут военным корабельным эскортом в Баренцевом море. Как считают историки, беззащитный караван стал приманкой, "жирным куском", на который союзники хотели выманить один из новейших и самых опасных линкоров Гитлера "Тирпиц". А заодно и поводом отказать СССР в поставках по договорам: дескать, гибель PQ-17 свидетельствует, что провести караваны невозможно. Однако советская лодка "К-21" под командованием Лунина атаковала "Тирпиц" и нанесла ему повреждения, которые хваленый немецкий линкор долго "зализывал" потом на своих базах. Увы, самому Лунину этот подвиг обошелся очень дорого. Радостную весть о поражении "Тирпица" сообщил ТАСС. Немцы не пропустили это сообщение мимо ушей. Гитлеровская разведка докопалась, что отец Лунина, старый слесарь-кораблестроитель, находится на территории оккупированного Ростова-на-Дону. В расплату за "Тирпиц" отец Лунина был публично повешен гестаповцами на городской площади. Буквально каждая из подводных лодок, модели или изображения которых представлены на выставке, прожила свою, не менее увлекательную жизнь. А в зале, где символы их собраны рядом, в эти дни словно раут оживших в людской памяти героев. Подарок романтиков неромантикам Желтую подводную лодку, в которой веселее плыть по жизни, придумали "Битлз". А вот воплотил -- Жигальский. Отслужив на флоте 16 лет, он вышел в отставку, но... свою комнату оборудовал под настоящую каюту подлодки. И теперь всегда может вообразить, что он -- в море. В его "рубке" -- компас, часы, якорь, барометр, морской колокол, отбивающий "склянки", все самое что ни на есть настоящее, оставшееся со времен службы. Кусочек моря... Александр Жигальский -- минчанин. Но морем заболел еще в детстве. -- Как же вы умудрились, Александр Артурович? У нас в Беларуси ведь даже моря-то нет. -- Эка беда. Когда я был ребенком, отдых каждый год на море считался нормой. Черное море, Питер... Места, имеющие славные флотские традиции. Я увидел и понял, что жить без этого не смогу. Вырос -- поступил в Военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола в Питере. -- А как ваша семья восприняла такой выбор? Подводник -- это ведь для близких профессия страшная... Всегда ждать, не зная, дождешься ли. -- Родители переживали, конечно. Но отнеслись нормально. Правда, подводников они разве что по телевизору видели. За годы службы Жигальский прошел столько морей, сколько и не назовет обычный человек -- семнадцать. И три океана. Только в Индийском не удалось побывать, о чем моряк весьма сожалеет -- коллекция не полная. На суше по сей день чувствует себя как рыба... -- А чем спасаетесь? -- Вот этим и спасаюсь, -- Александр Артурович кивает в сторону стеклянных музейных витрин с экспонатами выставки, которая долгие годы была просто его мечтой. Воплощал он ее вместе с женой, Екатериной Долинской, и школьным другом Эдуардом Зарецким. Все представленные 24 модели подлодок Жигальский сделал собственноручно. Одни собрал из пластмассовых наборов, другие вырезал из дерева, пенопласта. Сколько же всего моделей в его коллекции, Жигальский не знает -- долго считать. -- Вы ведете кружок судомоделирования. Наверное, от расспросов отбоя нет -- только и делаете, что рассказываете морские байки, как плавали на подлодках? -- Нет. Вначале пытался... В нынешних ребятах, к сожалению, нет той морской романтики, что была в нас. Не загорается огонь в глазах. -- Но ведь ходят же к вам ученики? Значит, им это нужно! -- Ходят. Модели делать. Нравится работать руками, головой... Но если раньше было логично, что, позанимавшись в таком кружке, ты будешь мечтать о морском училище, о плаваниях, о море, то теперь судомоделирование существует как бы параллельно с жизнью сегодняшних детей. Они с удовольствием делают модели кораблей -- и собираются стать программистами, юристами, банкирами. А открытие выставки между тем собрало множество именно подростков. Во всяком случае, знаменитую "К-21", о которой так интересно рассказал этим детям если не Пикуль, так снятый по его книге фильм, узнавали многие из сегодняшних школяров. И огня в их глазах было предостаточно. Кто знает, может, именно после этой выставки, так трепетно подготовленной морскими романтиками, кого-то из юных и дерзких море позовет в ряды "рыцарей глубин"?