Пропавший без вести…

№85-88 (2015)   Сергей Квиткевич

Про уроженца деревни Зажевичи Ивана Яковлевича Бараченю можно сказать вполне определенно – он был героем. Сражаясь с врагом на просторах Балтики, наш земляк всеми силами приближал освобождение родной Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Вот только сам до этого освобождения не дожил…

Итак, Иван Бараченя родился в 1919 году в упомянутой уже деревне Зажевичи тогдашнего Старобинского района. Старожилы вспоминают, что родители Ивана Яковлевича, кроме него, растили еще двоих сыновей и дочку. Паренек окончил семь классов местной школы. Вскоре его призвали в ряды Рабоче-крестьянского Красного флота.

Мечтал или не мечтал о морской службе Иван Бараченя, об этом история умалчивает. Но известно, что он в одной из флотских школ овладел специальностью электрика. В октябре 1940-го Ивана Яковлевича зачислили в новый экипаж подводной лодки «Щ-320», бороздившей Балтику. Кстати, причиной расформирования старого экипажа стало моральное разложение: на субмарине процветало пьянство, которому были подвержены и сам командир корабля, и все его подчиненные.

Подводные лодки серии «Щ» на флоте называли «Щуками». Эти дизель-электрические «рыбины» обладали внушительными размерами, хорошей глубиной погружения и скоростью, грозным вооружением – торпедным и артиллерийским. Довольно быстро командование 320-й оценило знания, умения и сметливость Ивана Барачени: ему присвоили звание старшины второй статьи и назначили командиром отделения штурманских электриков.

Великую Отечественную войну «Щ-320» встретила в Таллинне, проходя средний ремонт в сухом доке. Немецко-фашистские войска стремительно развивали наступление. Уже к концу июня 1941-го гитлеровцы подошли так близко к базам Краснознаменного Балтийского флота в Прибалтике, что нависла угроза захвата судов, которые там находились.

Чтобы сохранить эти суда, их решили передислоцировать в Ленинград и Кронштадт. И вот 3-4 июля в чрезвычайно опасный переход, стоивший многим советским морякам жизни, отправилась «Щука», на которой служил Бараченя. Субмарина, благополучно миновав все опасные участки, приказ выполнила в точности.

Фашисты тем временем рвались к Ленинграду. Это значительно оживило вражеские морские перевозки. Транспортные корабли перебрасывали в нужные точки войска, подвозили боеприпасы и провиант. Помешать тому и была призвана довольно серьезная группировка советских подлодок, в которую входила и «Щ-320». 

Однако, чтобы выбраться на основные морские коммуникации на Балтике, нашим субмаринам надо было пройти узкий и мелководный Финский залив, контролируемый неприятельскими береговыми (гитлеровцы на тот момент уже вовсю хозяйничали на южном побережье залива) наблюдательными постами и корабельными дозорами. Советские подводные силы понесли тяжелые потери, многие подлодки получили повреждения и стали на ремонт. 

20 сентября 1941-го в боевой поход вышла «Щ-320». Через шестьдесят часов «Щука» успешно миновала Финский залив и заняла позицию к северу от Данцигской бухты. Трижды субмарина атаковала одиночные транспорты. Однако подтверждений из других источников эти победы не получили, а такие не записывались на счет подводников. 

Однажды во время этого похода, который завершился 25 октября, «Щ-320» всплыла для зарядки аккумуляторов. Ее обнаружило звено немецких самолетов. При первом заходе они сбросили авиабомбы, разорвавшиеся далеко от лодки. Во второй заход бомбы упали ближе. Когда самолеты в третий раз начали заходить на «Щуку», она успела нырнуть под воду. Бомбы бабахнули совсем рядом. 

От взрывов вышел из строя гирокомпас, заклинило вертикальный руль, погас свет. Продолжать плавание с такими повреждениями лодка не могла. Однако это не заставило мужественный экипаж опустить руки. В том числе и нашего земляка - командира отделения штурманских электриков Ивана Бараченю. Он быстро восстановил гирокомпас подводного судна. Возможно, за тот подвиг Иван Яковлевич и был награжден медалью «За отвагу», его приняли в члены ВКП (б). 

Самым результативным для «Щ-320» был боевой поход 13 июня-28 июля 1942 года. Тогда субмарина потопила три вражеских транспорта (один из них носил название «Анна Катрин Фрицен»), общим водоизмещением более двадцати тысяч тонн. Лодка уцелела чудом: несколько раз ей приходилось ложиться на грунт, выключая все механизмы, и по двое суток (аж до потери сознания членов команды от кислородного голодания!) пережидать, пока немецкие корабли перестанут преследовать «Щуку» да забрасывать ее глубинными бомбами. 

За этот поход командир «Щ-320» капитан-лейтенант Иван Вишневский был награжден орденом Ленина, а весь экипаж, в том числе и Иван Бараченя, - орденами Красного Знамени. 23 октября 1942-го Краснознаменной стала сама легендарная «Щука». Впрочем, ее команда об этом уже не узнала: в ночь на 2 октября субмарина вышла в очередной боевой поход, из которого не вернулась…

Версий гибели подлодки несколько. По одной, «Щ-320» подорвалась на вражеских минных заграждениях. По другой – немцы накрыли «Щуку» глубинными бомбами. Остов субмарины так и не найден, она до сих пор числится в пропавших без вести. Как и все сорок членов экипажа…

Ивану Барачене было на тот момент всего двадцать три года. Он не успел жениться (да и была ли у него любимая девушка?!), не оставил после себя детей. Но осталась память. Память о нашем славном земляке, канувшем где-то в холодных водах Балтики, положившем свою жизнь на алтарь Великой Победы. 

Что ж, пусть эта память будет вечной.