генерал-лейтенант ГАЛЁРКИН Борис Григорьевич

генерал-лейтенант ГАЛЁРКИН Борис Григорьевич

Родился в Полоцке Витебской губернии в еврейской ремесленной семье. Уже с 12 лет подрабатывал перепиской бумаг в Сиротском суде (вероятно, в ту пору у него и выработался изящный мелкий почерк).

Курс гимназии сдал экстерном (в Минске в 1893 году в возрасте 22 лет) — очно учиться не удалось из-за того, что придерживавшийся крайне националистических взглядов отец запрещал ему учить русский язык. В том же году поступил в Петербургский технологический институт. Во время учебы в Петербургском технологическом институте подрабатывал частными уроками по математике и древнееврейскому языку. Как и многие другие студенты-технологи, он оказался вовлеченным в политическую жизнь, вошел в социал-демократический кружок. В год окончания института (1899) он стал членом РСДРП.

В 1899 году окончил Петербургский технологический институт и начал работать на Харьковском заводе Русского паровозостроительного и механического общества. В 1903 году он — инженер на строящейся линии Восточно-Китайской железной дороги, через полгода — заведующий техотделом Северного механического и котельного завода в Санкт-Петербурге. В 1906 году Б. Г. Галеркин становится членом Петербургского Комитета РСДРП и становится профессиональным революционером (нигде не служит). В 1906 году был арестован и за участие в революционном движении осуждён на 1,5 года заключения. Приговор оказался удивительно мягким, если учесть, что при аресте некоторые комитетчики отстреливались. В заключении написал первую свою научную работу «Теория продольного изгиба и применение её к расчету конструкций» (опубликовано в 1909 году)

С 1909 года преподает в Петербургском технологическом институте. В 1920 году избран заведующим кафедрой строительной механики и теории упругости на механическом факультете. В 1924—1929 годах преподавал также в ЛГУ.

В 1934 году получил две ученые степени: доктора технических наук и доктора математики, а также звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Консультировал проектирование и строительство крупных гидроэлектростанций (Волховская ГЭС, ДнепроГЭС и других) и теплоэлектростанций в СССР. По завершении строительства ДнепроГЭС (1932) Б. Г. Галеркин — член Правительственной комиссии по его приемке. В 1936 г. он был назначен председателем комиссии по экспертизе проекта конструкции Дворца Советов в Москве.

Один из создателей и первый директор Института механики АН СССР (1939). Главный редактор журнала «Прикладная математика и механика».

В 1939 году возглавил кафедру строительной механики Военного инженерно-технического университета в Ленинграде, получил звание коринженер (комкор). С апреля 1940 г. – начальник кафедры строительной механики и теории упругости Высшего инженерно-технического училища Военно-Морского Флота.

На Военно-Морском Флоте с 1940 года. С первых дней Великой Отечественной войны возглавлял группу экспертов при начальнике инженерной обороны Ленинграда. Член комиссии при Военном совете Ленинградского фронта по строительству оборонительных сооружений. Возглавлял Всесоюзное научное инженерно-техническое общество строителей.

в 1941 году к 70-летию со дня рождения академика Б. Г. Галёркина была выпущена памятная медаль.

В 1942 г. руководил разработкой темы «Обоснование расчетами ледяных переправ под нагрузку различного вида военных грузов».

Лауреат Государственной премии (1942) за исследования в области теории упругого равновесия цилиндрических оболочек.

Инженер-генерал-лейтенант (1942).

Награжден двумя орденами Ленина, медалями.

Умер 12 июля 1945 года. Похоронен на Литераторских Мостках, академический участок Волковского Православного кладбища г. Ленинграда. Его жена Ревекка Гавриловна Галёркина (урождённая Трейвас, 1889—1955), врач, похоронена рядом с мужем. Надгробие (скульптор Г. Ф. Ветютнев) создано в 1947 году.