Морской спецназ Первой мировой: сделано в Белоруссии

Портал Беларусь СегодняОпубликовано: 29 АВГУСТА 2016

ВОЙНА на белорусских реках и озерах — один из наименее известных эпизодов Первой мировой войны. В последнее время много пишут о речной войне в период 1918 — 1920 гг. и Великой Отечественной, однако о моряках, служивших на Западном фронте в Великую войну (так называли Первую мировую современники), вспоминают редко. А ведь это были не просто моряки, а спецназовцы, более того —самые первые спецназовцы в истории Российской империи... 


Бойцы Пинской военной флотилии 



31 мая 2016 года исполнилось 100 лет со дня формирования Отдельной морской бригады особого назначения (ОМБОН) — первого соединения спецназа, созданного на территории Беларуси



У истоков создания своеобразной «сухопутной» морской части, которая выполняла разнообразные задачи на фронте, был Отдельный морской батальон (ОМБ) 2-го Балтийского флотского экипажа. Эта часть была сформирована в Петрограде и находилась под личным контролем императора. С 1 октября 1914 года ОМБ находился в крепости Ивангород. 


Начальник ОМБОН флота генерал-майор (на фото - в чине капитана 1-го ранга) Г.Н.Мазуров 

Командиром батальона был капитан 1-го ранга Георгий Николаевич Мазуров. Он родился 18 мая 1867 г., окончил Морской кадетский корпус. В службу вступил в 1884 г., три года спустя, окончив Морское училище, получил чин мичмана. Совершил заграничные плавания на крейсере 1-го ранга «Рында», императорской яхте «Полярная звезда», затем служил старшим офицером на крейсерах «Адмирал Нахимов», «Паллада» и «Память Азова», участвовал в Русско-японской войне и был ранен в Цусимском сражении. Во время мятежа на крейсере «Память Азова» был тяжело ранен. 25 марта 1912 года получил чин капитана 1-го ранга. Великую войну встретил в должности командира отдельного батальона 2-го Балтийского флотского экипажа. 

К декабрю 1914-го в состав ОМБ влилось также 611 пеших артиллеристов, предназначенных для обслуживания 65 орудий (они использовались и по наземным, и по воздушным целям), а также подрывная партия. Эту сильно разросшуюся часть нужно было как-то упорядочить, и 9 декабря комендант Ивангорода генерал-майор А.В. фон Шварц попросил у Ставки Верховного главнокомандующего разрешения сформировать из моряков двухбатальонный полк с приданными ему командами (пулеметной, минной, катеров и пароходов), мастерской и нестроевой роты. 16 марта 1915 г. Ставка удовлетворила просьбу, и батальон стал Морским полком особого назначения (МПОН), а Георгий Николаевич Мазуров - его командиром. Двумя месяцами ранее он за отличие в боях был произведен в чин флота генерал-майора (соответствовал современному званию «генерал-майор береговой службы»). 

Любопытно использование в названии полка слов «особого назначения». Насколько известно, ранее подобное словосочетание в обозначении частей русской армии и флота не применялось. Приказ о формировании «Отрядов особого назначения» был издан штабом Походного Атамана великого князя Бориса Владимировича в конце октября 1915 года, а Тяжелая артиллерия особого назначения появилась в 1917-м. Таким образом, именно Морской полк особого назначения может официально считаться первой частью российского спецназа. 

Одновременно генерал Шварц назначил Мазурова начальником Ивангородской флотилии. Но ее история оказалась недолгой. 9 июля 1915 года два корабля флотилии были взорваны экипажами, а пять вывезены на железнодорожных платформах в тыл. Они и «легли в основу» новой флотилии, которую начали формировать по предложению Г.Н.Мазурова на притоке Днепра — Припяти. Флотилии была поставлена задача — оборона бассейна рек Припять, Ясельда, Пина, Струмень, Стырь, а также их притоков в районе от железнодорожного моста у полустанка Заозерье до слияния Струмени с Простырью. 26 мая 1916-го в Мозырь прибыли первые суда новой флотилии, а 31 мая главнокомандующий Западным фронтом генерал от инфантерии А.Е.Эверт приказал развернуть Морской полк особого назначения в Отдельную морскую бригаду особого назначения (ОМБОН) в составе управления бригады, Артиллерийского полка особого назначения, Минного полка особого назначения, Речной флотилии особого назначения и механической мастерской. 11 сентября в должности начальника бригады был утвержден флота генерал-майор Мазуров. 


Артиллерийский полк особого назначения состоял из шести рот, оснащенных 47-миллиметровыми орудиями, и одной роты 75-миллиметровых орудий. В полку числилось 52 офицера, 12 военных чиновников и 4.327 нижних чинов. Командовал полком капитан 2-го ранга Борис Федорович Стааль, участник русско-японской войны, обладатель нескольких орденов. 

Минный полк особого назначения состоял из двух морских рот, пяти минных рот, пулеметной команды и блиндированного поезда. Возглавил полк выдающийся флотский офицер, подполковник (с июля 1916 г. — полковник) Корпуса гидрографов Константин Владимирович Ломан. Во время русско-японской войны он был несколько раз ранен, взят в плен и отсидел 5 лет в японской тюрьме за побег. На протяжении двух лет в чине лейтенанта Ломан командовал знаменитым транспортом «Вайгач» и был заместителем начальника гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. 


Начальник Речной флотилии Особого Назначения капитан 1-го ранга (на фото - в чине старшего лейтенанта) С.Р.Де Ливрон 

В Речную флотилию особого назначения вошли команда катеров и моторов. Командный и рядовой состав флотилии составили офицеры и нижние чины, прикомандированные из разных рот и переведенные с флота. Офицеров — 12, нижних чинов — 471. Речную флотилию возглавил капитан 1-го ранга С.Р. Де Ливрон, участник русско-японской войны, представитель старинной морской династии Де Ливронов — выходцев из Швейцарии. 

Всего штат ОМБОН включал в себя 158 офицеров и классных чинов и 8.654 нижних чина. Кроме того, имущество бригады состояло из 2.923 лошадей, 254 орудий и пулеметов, 96 катеров, одного блиндированного поезда. Штаб бригады и штабы обоих полков формировались под Оршей, в имении Бабиничи (сейчас деревня Бабиничи Оршанского района). Штаб флотилии расположился южнее, в Мозыре. Расположение вполне логичное, так как в 1916-м близ Мозыря был создан затон порта Пхов (это и сейчас крупнейший в Беларуси речной порт). Ну а штаб механической мастерской занесло аж в... подмосковный Серпухов. Таким образом, ОМБОН сразу заявила себя как самая необычная воинская часть России — мало того что сухопутные моряки, так еще и разбросанные по разным городам и весям... 

Офицеры ОМБОН носили обычную полевую форму Русской императорской армии, но с морскими погонами и морской саблей образца 1874 года. Кроме того, на левом рукаве офицеры имели вышитую эмблему в виде якоря, которая сразу отличала морских спецназовцев от обычной пехоты. 

Речная флотилия особого назначения — в сущности, единственное флотское подразделение русского Военного ведомства, принимавшее участие в боях на территории Белоруссии. Кроме того, следует помнить, что на русском театре военных действий Первой мировой боевые катера вообще использовались мало: они воевали только во взводе броневых катеров 5-й армии (Западная Двина, 1916 — 1917 гг.) и Свеаборгском крепостном минном батальоне (Ирбенский пролив, 1915 — 1917 гг.). Все остальные боевые действия катерников так или иначе связаны с Речной флотилией особого назначения. 

На 2 апреля 1916 года флотилия находилась в оперативном подчинении 3-й армии. Что касается плавсредств, то Речная флотилия ОМБОН была оснащена 26 речными катерами различных типов. Они были разделены между несколькими отрядами, сильно разбросанными по местоположению. Основная база флотилии размещалась в Мозыре (12 катеров), два катера базировались в Припяти, 10 — в деревне Пара, 6 — в Теребине. Северный отряд катеров базировался на озере Мястро (точнее, в деревне Кочерги, оттуда катера имели возможность переходить по рекам на соседние озера Мядель и Нарочь) и включал 16 катеров и аэроплан. Еще два отряда Речной флотилии особого назначения размещались далеко от Белоруссии. Один воевал на Дунае (6-я и 7-я группы катеров в составе 9 катеров и 287 человек команды под началом старшего лейтенанта Чиколева), а второй (6 катеров, 15 человек команды, командир — мичман Семенов) нес службу на озере Урмия в Персии. 


Бронекатера "Муллинз" после захвата германцами. Лето 1918 г. 


Самыми крупными кораблями флотилии были «Моряк», «Сандомирец» и «Балтиец», их экипажи составляли 5 — 6 человек, мощность двигателей — 48 л.с. Но основным вооружением флотилии стали американские катера, изготовленные фирмой «Муллинз» из города Сэлем, штат Огайо. Они были доставлены из США через Владивосток в марте 1916-го и находились в Петроградском порту в распоряжении Запасного моторно-понтонного батальона. Всего в Россию прибыло 18 таких бронекатеров, четыре из них составили взвод броневых катеров 5-й армии Северного фронта (база в Двинске (ныне латвийский Даугавпилс), оперировали на Западной Двине), еще два были отправлены в Псков на ремонт, где в феврале 1918-го достались немцам, а затем вошли в состав ВМС Эстонии под названиями «Кыу» и «Мару». А 12 катеров отправили в Мозырь. Они прибыли в город с 26 мая по 11 июня 1916 г. и получили номера 2, 3, 4, 5, 6 ,7, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18. 

«Муллинзы» были небольшими остроскулыми бронированными кораблями водоизмещением 6,5 т. Двигатель мощностью 80 — 85 л.с. позволял им развивать скорость 9,4 узла. Экипаж — командир в звании унтер-офицера, два пулеметчика и два моториста, но в реальности катер обслуживали 7 — 8 человек. Условия были спартанские — на катере не было ни камбуза, ни гальюна, отсутствовала система отопления. Вооружение — пулемет системы «Максим» во вращающейся бронебашне. Некоторые бронекатера были оснащены 37-миллиметровой французской пушкой системы Гочкисса. Мощное вооружение, бронирование, низкий силуэт и быстроходность делали «Муллинзы» идеальным типом судна для охраны рек от мелких судов противника, доставки и высадки диверсионных и разведывательных групп. 

В конце октября 1916 года два «Муллинза» по железной дороге отправились из Мозыря в Тирасполь и Николаев, а в середине ноября за ними последовало большинство других бронекатеров. Они воевали на Дунае (катер № 7 в ночь на 16 июля 1917 г. подорвался на немецкой мине в Карловском канале Дуная, погибло 23 находившихся на борту человека). На Припяти остались только один пушечный катер № 4 и пять пулеметных — №№2, 12, 13, 14 и 17. Катера №№ 4 и 14 отправили на озеро Нарочь, где они находились до 22 декабря 1916 г., а затем вернулись на зимовку в Мозырь. 


Ветераны Первой мировой на службе в Красном Флоте. 
"Муллинзы" в составе Пинской военной флотилии
 


Боевое крещение РФОН пришлось на ночь с 4 на 5 июня 1916 года. Сохранились документы, описывающие подвиги, совершенные моряками флотилии во время ночного набега на немецкие позиции на озере Мядель: 

«Георгиевским крестом 4-й степени № 575617 награждается рулевой боцманмаат Мефодий Иванов Кушнер — за то, что, командуя пулеметной группой катеров при набеге на полуостров Дубовое в ночь с 4 на 5 июня 1916 г. и вполне заменяя офицера, получив приказание обстреливать пулеметным огнем часть полуострова Дубовое, лежащую ближе к берегу, с успехом выполнил данное ему поручение произвести замешательство среди противника. Причем выполнил свое поручение под сильным ружейным огнем. 

Георгиевской медалью 3-й степени № 22437 награждается комендор Михаил Михайлов Вахрушкин — за то, что, состоя комендором у 37 мм пушки под сильным ружейным огнем противника спокойно выполнял свое дело, огнем пушки приведя в замешательство противника и, правильно корректируя стрельбу, дал несколько попаданий в землянки при набеге на полуостров Дубовое на озере Мядель». 


Наиболее горячим временем для катерников-спецназовцев на Нарочи стал период с 17 июля по 4 августа 1916 г. Тогда корабли флотилии каждую ночь обстреливали из орудий и пулеметов посты противника, плашкоуты с орудиями и все, что лежало в пределах их досягаемости, обеспечивая и поддерживая фланги примыкавших к ней сухопутных частей фронта. Так, в ночь на 26 и 27 июля группа катеров лейтенанта Ольшевского на озере Нарочь обстреляла тыл и окопы противника в районе деревни Пасынки, причем было отмечено, что германцы погасили прожекторы и снова зажгли их только через 20 минут после обстрела. 

В дальнейшем корабли РФОН вели активную боевую работу: обстреливали вражеские укрепления, несли дозорную службу в тех местах, где линия фронта шла по озеру или реке, перебрасывали в тыл противника разведывательные группы, снимали минные заграждения, которые противник устанавливал в акваториях белорусских рек и озер. 


Американский бронекатер в составе Днепровской военной флотилии РККФ 


20 февраля 1917 года начальник Речной флотилии ОМБОН Сергей Рудольфович Де Ливрон получил перевод из Мозыря в Петроград во 2-й Балтийский флотский экипаж. На его место был назначен Алексей Александрович Бек-Джевагиров, уроженец Николаева, дагестанец по национальности, участник русско-японской войны. На протяжении всей Первой мировой он командовал канонерской лодкой «Смерч» Амурской военной флотилии. 

Интересные документы о деятельности ОМБОН лета 1917-го ныне хранятся в фондах Эстонского национального архива (за возможность ознакомиться с ними выражаю благодарность историку Пееду Саммалсоо из Таллина). Согласно этим документам 23 июня 1917 года флота генерал-майор Г.Н.Мазуров был назначен начальником всех речных флотилий Действующей армии с правами начальника дивизии. Отныне ему подчинялись не только РФОН, но и Сатакундская, Рижская Речная и Чудская Озерная флотилии. Начальник речных флотилий подчинялся начальнику Морского штаба Верховного Главнокомандующего, в боевом и оперативном отношении — местным боевым начальникам. Штаб по-прежнему размещался в Бабиничах под Оршей. 

На конец 1916 года во флотилии насчитывалось 120 офицеров и 477 нижних чинов (из них свыше 100 матросов-штрафников, списанных за антивоенную пропаганду с балтийского линкора «Гангут»). К ноябрю 1917-го количество последних увеличилось до 902 (302 матроса и 600 солдат). Кстати, поздней осенью именно моряки Речной флотилии особого назначения сыграли весьма активную роль в установлении советской власти в Мозыре. Среди них первый председатель Мозырского ревкома Баранов, матросы Седых, Воронин и Радыгин. 

Большинство судов Речной флотилии на зиму 1917 года были вытащены на берег Припяти в районе порта Пхов и оставлены под навесом. 1 марта 1918-го шесть бронекатеров «Муллинз» были захвачены в Мозыре немцами и осенью того же года использовались ими при патрулировании Припяти и Днепра выше Киева. При уходе немцев в начале декабря 1918 года катера достались петлюровцам, однако из-за зимнего времени не использовались. В январе 1919-го шесть «Муллинзов» были захвачены в Мозыре Красной Армией и после осмотра отремонтированы в Наровле. При этом бронекатера получили новую нумерацию, которая не раз менялась, так что установить, какой именно «Муллинз» под каким наименованием служил в РККФ, теперь уже сложно. В 1919-м все катера активно участвовали в боевых действиях советско-польской войны, причем командиры двух из шести кораблей были удостоены орденов Красного Знамени. Вероятно, два катера в 1920-м были захвачены поляками, так как в составе Красного Флота с этого года числились только четыре «Муллинза» (в 1920 — 1925 гг. они именовались сторожевыми катерами, с 1925-го — вновь бронекатерами). 


Оборона Киева в сентябре 1941 г. 


В июне 1931 года они вошли в состав Днепровской военной флотилии, в июне 1940-го — Пинской военной флотилии. Великую Отечественную войну ветераны встретили под бортовыми номерами 202, 203, 204 и 205, присвоенными в 1939-м. Катер № 205 геройски погиб 26 июля 1941-го у Паричей в ходе ожесточенного боя. Его изувеченные останки были подняты летом 2007 года с 5-метровой глубины членами шкловского военно-патриотического клуба «Поиск». 

Катер № 204 погиб от артогня противника в конце августа 1941-го во время прорыва остатков Пинской военной флотилии в Киев, а катера №№ 202 и 203 участвовали в героической обороне Киева и были взорваны экипажами 18 сентября 1941-го. Однако летом 1944 года после освобождения Киева оба катера были подняты со дна Днепра, отремонтированы, вошли в состав 1-го гвардейского Пинского дивизиона бронекатеров и в октябре участвовали в освобождении польских городов Сероцк и Зегже. В июле 1945-го оба катера участвовали в параде во Франкфурте-на-Одере, а в октябре американские ветераны ОМБОН, прошедшие две мировые войны, были разоружены и переклассифицированы в плавсредства. 


Погон капитана 2-го ранга ОМБОН. 1916 г. 

Судьбы большинства командиров ОМБОН, служивших в Белоруссии, к сожалению, сложились трагично. Бывший командир Минного полка особого назначения полковник (с февраля 1917-го — капитан 1-го ранга) Б.В.Ломан, будучи командиром 43-й батареи 12-дюймовых орудий на мысе Церель, геройски погиб 18 сентября 1917 года при попытке потушить пожар в пороховом погребе. Командир Артиллерийского полка особого назначения капитан 2-го ранга Б.Ф.Стааль был расстрелян в Петрограде в 1923 или 1924 гг. Начальник ОМБОН флота генерал-майор Г.Н.Мазуров вместе с братом Николаем в августе 1918 г. был утоплен в числе заложников на барже в Финском заливе, в районе Кронштадта. Своеобразным совпадением можно считать тот факт, что Г.Н.Мазуров в 1916 — 1917 гг. командовал соединением, которое сокращенно именовалось ОМБОН, а его младший сын Георгий Георгиевич (1909 — 1981), знаменитый спортсмен, 11-кратный чемпион СССР по прыжкам в воду, в 1941-м мужественно защищал Москву в рядах ОМСБОН —Отдельной мотострелковой бригады особого назначения... 

Что касается первого начальника Речной флотилии ОМБОН Сергея Рудольфовича Де Ливрона, то он после революции служил простым матросом, а с 1922-го работал в отделе технадзора Центрального управления морского транспорта РСФСР и в Регистре СССР. В 1929-м получил диплом капитана дальнего плавания. Умер в Москве 7 октября 1942-го и был погребен на Калитниковском кладбище. 

Второй начальник флотилии капитан 1-го ранга Алексей Александрович Бек-Джавагиров в гражданской войне участвовал в должности командира миноносца 1-й Сибирской флотилии. Весной 1920-го был эвакуирован из Одессы, но затем вернулся в Крым в Русскую армию Врангеля и был эвакуирован вторично в Турцию. Умер в Париже в 1934-м. Ныне имя офицера носит мыс в Японском море. 

К сожалению, сейчас история Отдельной морской бригады особого назначения почти забыта. А ведь именно она ровно век назад стала первой частью специального назначения, целиком сформированной и действовавшей на территории Белоруссии. 

Вячеслав БОНДАРЕНКО 

 


Об авторе 

Вячеслав Бондаренко родился в 1974 году в Риге, с 1991 года живет в Минске. Ведущий телеканала ОНТ, член Союза писателей Беларуси. Автор 23 книг и 6 документальных фильмов. Лауреат Премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский».