Чёрная дата в календаре ОО "БСВМ" 24 апреля

 

матрос Павлюченко Иван Иванович

ПАВЛЮЧЕНКО Иван Иванович проходил обучение в 132 Военной школе младших специалистов г. Кронштадта, (учебное подразделение в настоящее время расформировано).  Для прохождения дальнейшей службы матрос Павлюченко был направлен на КЧФ.

В одном из учебных классов 132 ВШМС находилась мемориальная табличка с  надписью: «В этом классе обучался матрос Павлюченко Иван Иванович за мужество и отвагу награждённый  орденом Красной Звезды (посмертно).

Павлюченко Иван Иванович, белорус, родился 7 декабря 1962 года в деревне Ивановск, Климовичского района, Могилевской области, БССР.

Учился в Звенчатской СШ Климовичского района. Закончив 10 классов пошёл учиться в ДОСААФ на водителя. После учёбы призвали на службу.

 Павлюченко Иван Иванович

Погиб в борьбе с пожаром на корабле при исполнении своих служебных обязанностей. Вот как это было. Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск» тогда находился на Черноморском флоте. В процессе вывода его из завода и передачи военно-морскому флоту.

24 апреля 1982 года проводились ночные полеты вертолётов. Пожарно-спасательная группа (ПСГ) старшего лейтенанта Николая Голика заступила на дежурство согласно боевому расписанию по обеспечению полётов летательных аппаратов, подключила к пожарным кранам и разнесла пожарные рукава с раструбами пеногенераторов.

«Новороссийск» после совершения нескольких посадок вертолётов, развил скорость до «самого полного» - 24 узла. Вертолёты один за другим, примериваясь, зависали над полётной палубой, ловили момент и садились, чтобы почти сразу же взлететь. Совершив полёт вокруг корабля «по коробочке», они вновь заходили на посадку.

Очередной вертолёт Ка-27, следуя указаниям руководителя полётов, начал со снижением приближаться. Пилот включил посадочный прожектор. Глядя на качания снижающегося вертолёта относительно палубы, руководитель завода на посадку Геннадий Аристов почувствовал что-то неладное. И тут по кораблю зазвучали прерывистые звонки сигнала «аварийной тревоги». вертолёт промахнулся мимо посадочной площадки, на которую нацеливался сесть. Его понесло вправо от диаметральной плоскости корабля, и он коснулся полётной палубы колесом правой стойки шасси. Удар от встречного вертикального перемещения вертолёта и палубы оказался настолько силён, что правая стойка шасси не выдержала и подломилась. Вертолёт завалился на правый борт и пошёл, высекая снопы ослепительных искр, молотить лопастями винтов по надстройке. Из смятого падением топливного бака потёк керосин. К завалившемуся вертолёту бросились матросы аварийно-спасательной группы. Пилот и штурман находились внутри кабины вертолёта. Через выбитое при ударе остекление кабины, подоспевшие Николай Голик и офицер группы управления полётов майор Пётр Малинко, с трудом вытащили лётчиков и отправили их в помещение дежурных экипажей. А старшина команды мичман Михаил Волков, протиснувшись в кабину вертолёта, перекрыл кран подачи топлива к двигателям. Ежесекундно разливающееся топливо могло вспыхнуть и проникнуть в ангар и в погреба авиационного боезапаса, через крышки шахты лифта подачи боезапаса на полётную палубу. Это привело бы к развитию пожара с непредсказуемыми катастрофическими последствиями. Поэтому находившиеся на пожарных постах «аварийщики», незамедлительно начали заливать вертолёт и разлитое топливо потоками противопожарной пены.   

Пожарные АСГ действовали энергично, поскольку помнили, что экипаж вертолёта Ка-27 состоит из трёх человек, а вытащили только двух. Но третьего члена экипажа не обнаружили – его, к счастью, в полёт не взяли. Зато между корпусом вертолёта и надстройкой, под слоем пены мичман Волков наткнулся на искромсанную, отрубленную часть тела погибшего пожарного. По боевому номеру на кармане рубахи рабочего платья определили – это был матрос Иван Павлюченко.

Матрос-пожарный пожарно-спасательной группы Иван Павлюченко, согласно боевому расписанию по обеспечению полётов летательных аппаратов, входил в состав аварийно-спасательной группы БЧ-6. Его место расписанием было определенно на включении пожарных кранов, размещавшихся на полётной палубе, возле кормовой оконечности надстройки, у рубки дежурного инженера. Здесь и располагался боевой пост Ивана Павлюченко – пост подачи воды из пожарной магистрали. В его функции входило в случае пожара на полётной палубе открыть краны пожарной магистрали и подать воду. При падении вертолёта он не покинул свой пост. Вращающейся лопастью винта ему наискось перерубило грудь. Иван Павлюченко погиб на боевом посту, выполнив свой воинский долг.

 

Полёты вертолётов были прекращены и «Новороссийск» вернулся к месту якорной стоянки. Тело матроса Ивана Павлюченко, рассечённое на четыре части поместили в корабельный морг. Позже специальная комиссия установила, что причиной аварии вертолета был дефект сварки правой стойки шасси вертолёта, которая подломилась в момент касания палубы корабля.

После возвращения корабля в завод на ревизию, в одном из цехов была заказана бронзовая мемориальная табличка, которую установили на переборке надстройки в том месте, где погиб матрос Иван Павлюченко. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1982 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, матрос Иван Иванович Павлюченко был награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

В память о его подвиге в корабельном музее был создан стенд, посвящённый герою. Все матросы, прибывающие на авианосец для дальнейшего прохождения службы, обязательно посещали музей. И, знакомя молодых моряков с историей корабля, им рассказывали о героической гибели матроса Ивана Павлюченко.

Похоронен на родине, деревня Ивановск, Климовичского районана, Могилёвской области.