- Главная
- Новости
- ⎈Флотоводцы
- †Книга ПАМЯТИ
- Кают – компания
- Путешествие во времени
- Форум
- 2005.03.18 Создавший образ Александра Маринеско
- 2016.07.05 Как днепровские моряки Берлин брали
- 2017.01.17 ПОСЛЕДНИЙ МАТРОС С “АВРОРЫ”
- 2017.02.10 ЗАЧИСЛЕН НА КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»
- 2018.09.25 Морской спецназ Первой мировой: сделано в Белоруссии
- Высказывания контр-адмирала, командира дивизии атомных подводных лодок Северного флота.
- Газета "Красный Днепровец" 1944 года
- Днепровская флотилия от Волги до Шпрее
- Знак "За дальний поход"
- Крейсер "АВРОРА"
- МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК ( гюйс )
- МОРСКАЯ ДУША
- Моряки-белорусы в русско-японской войне
- ПЕРВЫЙ В МИРЕ
- ПОДВОДНИКИ - БЕЛОРУСЫ ПЕРЕПИСЫВАЮТСЯ С ЗЕМЛЯКАМИ
- Порядок отбития склянок на корабле
- Праздники ВМФ
- БОЦМАН
- Белорусская "флотилия"
- ПОИСК сослуживца
- ☭Герои Соцтруда
- ⚓БЧ1_БСВМ Брестской обл.
- 2009.07.12 УСТАНОВКА ПАМЯТНОГО ЗНАКА В ЧЕСТЬ БРОНЕКАТЕРА №154
- 2010.02.16. Недорисованный портрет
- 2010.03.30 Подводник Виктор Лихтарович проплывал через Бермудский треугольник
- 2010.07.10 Ординар Леонида Скорины
- 2010.09.23. РОССИЙСКИЙ ФЛОТ зарождался и на берегах Пины
- 2010.10.18 Служили рядом земляки…
- 2011.03.13. Полесские гардемарины
- 2011.10.03 Стал артистом мичман
- 2012.02.22. Когда ветераны надевают парадную форму
- 2014.02.27 ПАДВОДНІК – НЕ ПРОСТА ПРАФЕСІЯ…
- 2014.03.15. ПРАЗДНИК ПАМЯТИ В ПИНСКЕ
- 2014.08.13. Мы помним и гордимся!
- 2014.09.24. День открытых дверей в «Центре юных моряков с флотилией города Бреста».
- 2015.08.20. Насустрач морам-акіянам
- 2016.04.22 МЫ ИДЁМ ОТ ПРИЧАЛА В ГЛУБИНУ, В ГЛУБИНУ…
- 2016.05.12 НА БЕРЕГУ РЕКИ ПИНЫ
- 2016.12.25 ЭКСКУРСИЯ В ПИНСК
- 2017.03.16 Леонид Бысик. Поход через четыре океана
- 2017.07.24. В Ивацевичах открыли памятник, уроженцам Беларуси, которые служили во флоте.
- 2017.08.02. День военно-морского флота_2017 отметили в Пинске
- 2017.08.17. Выхаваць патрыётаў
- 2017.09.29. В Пинске извлекли капсулу времени заложенную в 1970 году
- 2017.10.21. Комсомольцы-моряки 1970 года завещали потомкам-пинчанам хранить и продолжать их достойные дела
- 2018.05.15. От мечты к цели: история «Полесского гардемарина»
- 2018.05.27. Брестчане с Гвардейского броненосца.
- 2018.07.27 Моряк-подводник из Ланской (Малоритский район)
- 2018.10.23. Иркутско–Пинская, легендарная
- 2019.02.15 Героической Днепровской флотилии — 100 лет
- 2019.03.28. В Пинске проходит фестиваль флотской песни «Поём о море».
- 2019.03.29. В Пинске прошли торжества, посвященные 100-летию Днепровской речной военной флотилии
- 2019.04.07 От Рубежа до Северного полюса и обратно
- 2019.04.07 Пинск принимал фестиваль флотской песни «Поём о море» (видео)
- 2019.07.12. 75 лет Пинскому десанту
- 2020.02.13 «История одной бескозырки» Её вот уже 60 лет бережно хранит Леонид Наврось из Олтуша (Малоритский район)
- 2020.04.02 Барановичская школа стала победителем Республиканского конкурса музеев учреждений образования. (Музей Г.Н.Холостякова)
- 2020.08.21 Степан Федорук. От Кустовичей до Балтийского моря
- 2020.10.21 В деревне Хидры состоялось открытие мемориальной памятной доски подводнику Александру Лисковичу
- 2020.12.31 Корабль своими руками. Пинчанин осуществил мечту детства
- 2021.04.05 Рамантыка і небяспека марской службы. Расказваем, як юнак з Лінова спраўдзіў сваю мару, стаў мараком і даслужыўся да капітана 3 рангу
- 2021.07.25 Аддаць свой глыток паветра іншаму. Успаміны пра курсанта-падводніка Аляксандра Лісковіча
- 2021.09.08 Александр Рогачук вручил медаль «Адмирал флота Советского союза С.Г. Горшков» брестчанину
- 2021.09.20 Ивацевичская районная организация ОО "БСВМ"
- 2021.12.27 Неравнодушный и неугомонный
- 2022.02.16 От Дрогичина до Владивостока. Как парень из глубинки стал востребованным специалистом во всем СССР
- 2022.02.24 50 Лет Со Дня Гибели Казимира Марача
- 2022.07.09 ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ
- 2022.07.31 Пинск отметил День военно-морского флота
- 2022.07.31 В Ивацевичах открывают Аллею адмиралов земли белорусской
- 2022.08.02 На Пинщине прошли памятные мероприятия к 130-летию полесского моряка Николая Титко
- 2022.09.17 «Служу Айчыне!». Клуб юных маракоў «Палескія Гардэмарыны» у Дзень народнага адзінства адзначыў 12-ю гадавіну сваёй дзейнасці
- 2022.11.24 Как в средней школе № 1 проходил урок мужества
- 2023.04.08 Памяць маракоў-падводнікаў, якія загінулі ў мірны час, ушанавалі ў Івацэвічах
- 2023.07.28 За веру и Отечество жизнь отдавшему
- 2023.08.02 В Ивацевичах отметили День Военно-Морского Флота
- 2023.10.21 Хидринской школе присвоено имя Александра Лисковича
- Народный музей «Краснознамённой ордена Ушакова 1-й степени Днепровской военной флотилии и 1-го Учебного отряда Военно-Морского Флота СССР»
- Пинчуки и пинчане. Портретная галерея.
- СЛУЖИТЬ ОТЧИЗНЕ – ВЫСШАЯ НАГРАДА.
- ⚓БЧ2_БСВМ Витебской обл.
- ⚓БЧ3_БСВМ Гомельской обл.
- ⚓БЧ4_БСВМ Гродненской обл.
- ⚓БЧ5_БСВМ Минской обл.
- ⚓БЧ6_БСВМ Могилёвской обл.
- ⚓БЧ7_ БСВМ г.Минска
- ✈Морская АВИАЦИЯ
- ✭Морская ПЕХОТА
- ☎Контакты
От Дрогичина до Владивостока. Как парень из глубинки стал востребованным специалистом во всем СССР
16.02.2022
В юности Сергей Яковлевич Колосей служил на Балтийском флоте. На его корабль поднимались известнейшие люди того времени – Никита Хрущев и Юрий Гагарин. После демобилизации наш земляк стал опытнейшим, исключительным профессионалом в энергетике. Это позволило ему побывать во многих странах: Украине, Казахстане, Грузии, Узбекистане, Армении, Молдове и даже в крайней точке России – Владивостоке.
Родился Сергей Яковлевич в деревне Кремно в 1938 году. Среди восьмерых детей был самым младшим. В 19 лет был призван в армию. Наш земляк хотел служить именно на подводной лодке.
– Матросов выше 1 м 70 см на подводные судна не брали, в советское время лодки были очень скромные, теснота сплошная. У меня были идеальные параметры: рост 1 м 66 см, вес 66 кг. Но в Ленинграде почему-то «забраковали», так и не узнал, почему. И послали на один из самых современных в то время кораблей – эскадренный миноносец «Справедливый». На корабль брали матросов только из Беларуси, России, Украины. Если из других республик – то со средним специальным образованием. Корабль новейший, 126 метров длиною, с очень точным серьезным оборудованием. Много уделяли внимания обучению: в учебном отряде занимались больше 9 месяцев, вместо обычных 2–3, – вспоминает Сергей Яковлевич.
С.Я. Колосей служил на корабле трюмным машинистом. Это уважаемый специалист, ведь в его обязанности входит обслуживание всех систем судна: водоотливных, осушительных, пожарных и других. «Весь корабль надо было знать наизусть», признается Сергей Яковлевич.
– Вся служба, вся молодость прошли в Кронштадте. Чтобы туда попасть, надо иметь пропуск. В Кронштадте был Базовый матросский клуб (сейчас Морской собор святителя Николая Чудотворца) – 1001 комната – туда водили нас строем на просмотр кинофильмов, концерты, бесплатно, – рассказывает С.Я. Колосей.
На самом современном на то время корабле бывали первые лица государства. Дважды на судне был Никита Хрущев (1960 г.), – в компании премьеров Индии, Непала и Чехословакии. Видел Колосей и Гагарина.
– Сказали заранее: ничего фотографировать не разрешается. 1 мая был парад, во время него корабли стояли на Неве, и Гагарин поднялся на каждый. Он из космоса вернулся 12 апреля 1961 г., а 1 мая был уже на параде, – отмечает Сергей Яковлевич.
Когда разразился Карибский кризис, экипаж С.Я. Колосея планировали отправить на Кубу. «Мы спали не раздеваясь 2 суток, машины были прогреты, котлы работали. Кто вместо нас пошел, не знаю», – вспоминает наш земляк.
Сергей Яковлевич уволился в запас в 1962 году, прослужив на флоте 4,5 года. Сразу после службы получил специальное образование и всю жизнь проработал в энергетике.
Никита Хрущев на корабле «Справедливый»
– Я турбинист по специальности, работал на электростанциях и не только. Был в Гомеле, Белоозерске, во Владивостоке, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Молдове. Около 50 лет прожил в Киеве, в Украине – мне нравилось там, – рассказывает С.Я. Колосей.
Часто, как вспоминает мой герой, ему поручали сложные задания, за которые обычные специалисты даже не брались. Сергей Яковлевич погружался в работу с головой и проводил за ней практически все время.
– В 1995 году меня пригласили из Киева в Гомель: там произошла большая авария – на ТЭЦ полгода простаивала турбина. Командировка была рассчитана на 45 суток – я справился за 23. Мне тогда хорошо заплатили, предлагали остаться на работу, – приводит один из примеров Сергей Яковлевич.
Никита Хрущев был на судне дважды
Профессия С.Я. Колосея востребована, а большие знания и солидный опыт специалиста – тем более.
– Я менял место работы, потому что понял, что на голову выше всех. Приезжаю на новый объект и говорю: «Если у меня зарплата не будет такая-то, то я положу заявление». Главный инженер отвечает: «Все будет в порядке». У меня всегда была хорошая зарплата. В «Аргументах и фактах» писали, что в 1980 году простой инженер получал 120–140 рублей, а я – 205 рублей, – говорит наш земляк.
Там, где возводили электростанцию, сразу рядом строили и город, отмечает Сергей Яковлевич. Все специалисты получали свое жилье, многие люди ради него приезжали туда на работу.
– Меня повсюду, куда я ни приезжал работать, просили остаться. Я во Владивостоке в 70-м году был по приглашению, погнался за длинным рублем. Когда написал заявление на увольнение, главный инженер предлагал жилье, командировку, чтобы я перевез семью, – лишь бы остался. Работал во многих местах, а возвращался всегда в Киев – в советское время там было лучше всего жить, – рассказывает Сергей Яковлевич.
С.Я. Колосей работал на ответственных объектах и был знаком со многими руководителями в своей отрасли, даже с министрами.
– Больше 2 лет работал на Славянской экспериментальной электростанции в поселке Николаевка. В какой-то из газет читал, таких в Европе больше нет. Во время одного из моих дежурств по турбине пришел проверяющий. Он: Ты кто такой? – Я: Ты кто такой? – Я – министр. – А я слесарь Колосей, дежурный. – Вот будем знакомы, – вспоминает случай наш земляк.
Корабль Сергея Колосея встретился с легендарным ледоколом «Ленин»
Сергей Яковлевич ездил по всему Советскому Союзу, а вот за границей побывать ему так и не удалось.
– Если бы я не был связан с секретной частью, так как подменял писаря штаба во время службы на флоте, то еще и за границей был бы регулярно. Мои друзья ездили в Ирак, Грецию, Бангладеш, Сирию, Финляндию, на Кубу. Куда закупали турбину – туда просили бригаду для монтажа, обучения. Меня никуда не пустили из-за того, что имел допуск высокой формы, – поясняет С.Я. Колосей.
На Чернобыльской атомной электростанции наш земляк тоже был, правда, не по работе, а на своеобразной экскурсии.
– Когда Чернобыльская электростанция монтировалась, там было много моих знакомых. Они мне все показали, я даже забирался в реактор. Посмотрел, все что меня интересовало, и сказал, что меня она ничем не прельщает. В советское время, еще до аварии, я в командировку 2 раза приезжал именно в сам город Припять. На атомной станции больше не был, пытались туда отправить, но я ни в какую не захотел, – рассказывает Сергей Яковлевич.
Сергей Колосей на эскадренном миноносце «Справедливый»
К слову, сын Колосея стал специалистом в атомной энергетике и живет в России.
Наш земляк работал не только на электростанциях, но и на предприятиях и заводах, руководил бригадами. Например, был бригадиром на заводе «Арсенал» в Киеве, действовавшем еще с царских времен. Также С.Я. Колосей вместе с другими компаньонами создал организацию по обслуживанию колхозов.
– У нас было все налажено. Обслуживали всю Киевскую область. Когда стали на ноги – каждой бригаде машины купили, летучки специально оборудованные. Поделили между собой районы. Неделю в командировке: из колхоза в колхоз. Я с такой бригадой завоевал авторитет. Из командировки всегда и мед, и масло, и сало, и картошку привозил, – вспоминает Сергей Яковлевич.
В начале лета С.Я. Колосею исполнится 84 года. На родину, в Дрогичин, он вернулся пару лет назад. В Киеве умерли спутница жизни, друзья. А здесь есть родственники-опекуны, которые присматривают и ухаживают за пенсионером.
– Когда родители были живы, я часто приезжал. Отец мой был знаменитый кузнец, очень большой спец. Я в него пошел: могу посмотреть на механизм и он мне понятен, – делится С.Я. Колосей. – Еще 2 года назад снился Киев, моя работа, турбины. Вы представляете, какая турбина: 35 метров длиною – махина. И я ее знаю наизусть.
Сергей Колосей в Ленинграде
Оксана КУЦЕНКО
Фото из личного архива Сергея Колосея
Рундук (archive)
- ноября 2023 (5)
- октября 2023 (1)
- сентября 2023 (3)
- августа 2023 (18)
- июля 2023 (13)
- июня 2023 (5)
- мая 2023 (6)
- апреля 2023 (4)
- марта 2023 (7)
- февраля 2023 (6)
- января 2023 (2)
- декабря 2022 (4)
- ноября 2022 (7)
- октября 2022 (9)
- сентября 2022 (26)
- августа 2022 (19)
- июля 2022 (10)
- июня 2022 (6)
- мая 2022 (3)
- апреля 2022 (11)
- марта 2022 (12)
- февраля 2022 (3)
- января 2022 (17)
- декабря 2021 (4)
- ноября 2021 (6)
- октября 2021 (6)
- сентября 2021 (7)
- августа 2021 (20)
- июля 2021 (2)
- июня 2021 (6)
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- далее ›
- шкентель »