- Главная
- Новости
- Великие мореходы Беларуси
- Книга ПАМЯТИ
- Кают – компания
- Путешествие во времени
- Форум
- 2014.08.24 БЕЛОРУССКАЯ СОСНА НА РОССИЙСКОЙ ЗЕМЛЕ
- 2016.07.05 Как днепровские моряки Берлин брали
- 2016.08.09 "Ссохшийся Ленинград корочки хлебной ждет..."
- 2016.12.17 БАЛТИЙСКАЯ ПРОПИСКА "МИНСКА"
- 2016.12.17 На просторах Мирового океана: белорусские города в названиях морских судов
- 2017.01.13 Судьба "Минска": как советский авианосец превратили в китайский луна-парк
- 2017.01.17 ПОСЛЕДНИЙ МАТРОС С “АВРОРЫ”
- 2017.02.10 ЗАЧИСЛЕН НА КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»
- 2018.07.14 Моряки земли Белорусской.
- 2018.09.25 Морской спецназ Первой мировой: сделано в Белоруссии
- Боцманская дудка
- Высказывания контр-адмирала, командира дивизии атомных подводных лодок Северного флота.
- Газета "Красный Днепровец" 1944 года
- Днепровская флотилия от Волги до Шпрее
- Знак "За дальний поход"
- КОМАНДИР ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА МИШКА-МОРЯК
- Крейсер "АВРОРА"
- МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК ( гюйс )
- МОРСКАЯ ДУША
- Морские имена в названиях улиц города Минска.
- Моряки-белорусы в русско-японской войне
- Наше творчество и наши таланты
- Непобедимый старшина
- ПОДВОДНИКИ - БЕЛОРУСЫ ПЕРЕПИСЫВАЮТСЯ С ЗЕМЛЯКАМИ
- Праздники ВМФ
- Сайт Черкашина Николая Андреевича — блог, книги и записи от писателя-мариниста
- 1_Брестская организация БСВМ
- 2_Витебская организация БСВМ
- 3_ГОМЕЛЬСКАЯ организация БСВМ
- 4_Гродненская организация БСВМ
- 5_Минская областная организация БСВМ
- 6_МОГИЛЁВСКАЯ организация БСВМ
- 7_ Минская организация БСВМ
- 2016.10.26 Под звон корабельной рынды
- 2016.12.25 ЭКСКУРСИЯ В ПИНСК
- 2017.03.13 ст. 2 ст. УЛИТИН Владимир Васильевич
- 2017.03.20 В Храме Всех Святых в Минске прошла панихида по погибшим морякам-подводникам
- 2017.05.11 23 февраля 2016 года на базе ГУО «Гимназия № 31 г.Минска» состоялось воспитательное мероприятие
- 2017.08.11 Вот и отгремели три премьерных спектакля «Подводники» под громогласное троекратное «УРА»!
- 2018.01.06. Сплав мудрости и молодости.
- 2018.02.23 Дмитрий Рябов: Хотел быть штурманом
- 2018.03.20 День подводника в Минске 17.03.2018
- 2018.03.20 Тихоокеанская ВАХТА №11
- 2018.03.23 В перископе 6-й флот США, или Как белорус служил на подводной лодке
- 2018.03.23 Выставка «Беларусь – родина морских героев»
- 2018.03.23 Лития по погибшим морякам
- 2018.03.23 Северодвинские ветераны и военные моряки отпраздновали в Минске 71 годовщину освобождения Белоруссии от немецкой оккупации
- 2018.05.11 День Победы в Забродье
- 2018.05.14 Минута молчания в День Победы
- 2018.05.21 В Всехсвятском храме-памятнике открылась выставка, посвященная адмиралу Федору Ушакову
- 2018.05.28 Морской пехотинец дважды Краснознаменного Балтийского флота Иван Высоцкий и мичман Валентин Величко на СТВ
- 2018.06.06 Хождение через три пролива
- 2018.06.16 Повелитель гармонии
- 2018.07.08 В Доме Москвы презентовали почтовый проект «Адмиралы военно-морского флота, уроженцы Беларуси»
- 2018.07.23 С юбилеем, Андрей Сергеевич!
- 2018.07.30 В музее - День Военно-морского флота
- 2018.08.06 Настоящий капитан
- 2018.09.05 Дружбе, любви и надежде особая в море цена
- 2018.09.05 Уроки мужества
- 2018.10.10 Флаг с купола Зала Победы музея — на северо-востоке России
- 2018.10.15 Важное событие духовной жизни страны: освящен главный придел храма Всех Святых в Минске
- 2018.10.15 Капитан второго ранга в отставке — о «морской судьбе» и тринадцатом числе
- 2018.10.18 С праздником, моряки!
- 2018.11.09 Круглый стол, посвященный Дню юного героя-антифашиста «Равняемся на гаеров»
- 2018.11.24 «Мы создавали ядерный щит державы»
- 2019.02.12 День юного героя-антифашиста.
- 2019.03.20 Александр Коваленок: «Экипаж подводной лодки – это единая сплочённая семья, где от каждого зависит общая судьба»
- 2019.03.25 Минск принял фестиваль искусств «Поем о море»
- 2019.03.26 МОРЕ: ПАМЯТЬ И ВОСПОМИНАНИЕ
- 2019.05.19 Александр Шершавин. Юнгам не угрожает старость.
- 2019.06.03 В Минске состоялась Международная конференция «Крымская весна. Пять лет»
- 2019.06.21 Мы из «НАРОЧАНСКОЙ»
- 2019.07.01 Его называли «морской Маресьев».
- 2019.07.19 Международное сотрудничество.
- 2019.07.28 «От моряка до адмирала – мы все едины»: белорусские моряки отмечают профессиональный праздник
- 2019.08.19 Человек, который не приемлет штиль.
- 2019.08.22 Закален на «Бодром», «Беспощадном», «Огневом»
- 2019.08.22 Морские огненные воды
- 2019.08.22 Рубежи подводника Станкевича
- 2019.08.24 Участник акции «Письмо ветерану»
- 2019.10.10 Торжественная церемония передачи наград в Посольстве
- 2019.11.23 Морской волк и акула пера. Писатель-маринист Николай Черкашин приехал в Минск
- 2020.03.23 Подарки Клубу "32 румба".
- 2020.04.14 Александр Шершавин долгие годы хранил свою бескозырку с войны как память о временах, когда был юнгой
- 2020.04.28 Прикоснуться к палубе крейсера «Аврора» и ударить в рынду. Репортаж из минского морского клуба
- 2020.06.02 Юнга Северного флота
- ОН МУЖЕСТВО, ЧЕСТЬ И ОТВАГУ ПРОНЁС В МОРСКИХ ПОХОДАХ…
- ПСКР «Минск»
- МОРЯКИ БЕЛАРУСИ ВСПОМИНАЮТ…
- Морская АВИАЦИЯ
- Морская ПЕХОТА
- РУНДУК (архив)
Капитан второго ранга в отставке — о «морской судьбе» и тринадцатом числе
- 13.10.2018
Хотя в Беларуси нет моря, но бывшие моряки у нас есть. За их плечами — десятки и сотни выходов в открытый океан. Наш сегодняшний собеседник — капитан второго ранга в отставке Борис Бережной. Еще в детстве он твердо решил стать моряком. Несмотря на все барьеры, которые ставила перед ним жизнь, он упорно шел к своей цели. Впрочем, обо всем по порядку.
— К морю тянуло с детства, — вспоминает Борис Бережной. — Впервые я увидел его в Баку в далеком 1941 году. Туда мы эвакуировались, когда началась Великая Отечественная война. Меня оно очаровала буквально сразу. Пробыв там три года, в 1944-м мы вернулись в Минск. Я начал читать много книг о море, любил ходить на сеансы лент «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов»... Одним словом, кроме как моряком, я себя никем во взрослой жизни не видел.
Окончив школу, я решил подать документы в военно-морское училище с авиационным уклоном в Риге. Но там произошел трагикомический случай. Я сдал все экзамены на хорошие оценки. После как-то мы сидели на подоконнике в одной из аудиторий на втором этаже. Я случайно что-то уронил вниз. И все бы ничего, но попал как раз на фуражку дежурного по училищу. Правда, портить мне будущее не стали и написали просто — не прошел по конкурсу.
Куда-то, однако, надо было идти. Мечту о море я на некоторое время отложил. Оценок, полученных в Риге, мне хватило, чтобы поступить в Вольский технологический техникум на машиниста-экскаваторщика.
Корабль измерительного комплекса «Чумикан».
Извилистый путь к морю
Но долго мне учиться не пришлось. Через год меня призвали в армию. Наверное, из-за моей будущей специальности меня хотели отправить в бронетанковые войска. А я очень хотел попасть на флот. И к военкому ходил, просил. Но дело в чем — после 1949 года на флоте служили четыре года, а в сухопутных войсках и авиации — три. На это и делал акцент военком, убеждая меня в том, что бронетанковая часть все же лучше корабля. Я ему говорил, что отслужу два года и буду поступать в военно-морское училище. Однако убедить военкома я не смог.
И вот настал день отправки в армию. По рядам будущих солдат вдруг пронеслась молва, что после танкистов прибудут моряки. И тогда я... спрятался на территории военкомата, чтобы только дождаться моряков. Меня звали, искали, а я не выходил из своего укрытия. И как только танкисты уехали, я немного подождал и появился. Военком на меня тогда много кричал, что отправить туда, куда Макар телят не гонял. Я ему в ответ: «Ну вот, как раз на флот». — «Ну если такое страстное желание на четыре года...» — «Я там буду не четыре, а двадцать четыре. Главное, чтобы на флоте!»
Сторожевой корабль «Орел».
И я с этой командой попал в Ленинград на Васильевский остров в Краснознаменный отряд подводного плавания имени Кирова. Там я стал трюмным машинистом дизельной подводной лодки. Модель та в то время была одна из новеньких. Но на подводной лодке нужно буквально поклониться каждому люку, каждому вентилю. И вот одному не поклонился. Побил голову так, что где-то через год еще были видны следы.
После попал в Кронштадт в бригаду подводных лодок, где и проходил службу. Где-то через полтора года я подал рапорт в Военно-морское политическое училище имени Жданова. Я был секретарем комсомольской организации, и поэтому рекомендации получил легко. Но вот казус — после того, как я проучился три года, начались знаменитые хрущевские сокращении армии. Наше училище также под них попало. Но тут повезло — нас, девять человек, выпустилось с красным дипломом, и поэтому нам дали возможность продолжить службу. А остальным присвоили звание младшего лейтенанта и уволили в запас по сокращению Вооруженных Сил.
А мы пошли служить дальше. Я попал на Ладожское озеро. Прослужив год старшиной, я сдал экзамены в высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Вот такой извилистый путь пришлось пройти к своей мечте.
Американский корабль совсем рядом...
Когда соперник — через несколько десятков метров...
— После училища меня отправили служить на исследовательский корабль. Мы обеспечивали испытание минно-трального и артиллерийского оружия двух засекреченных институтов. И вот тут сокращение догнало и меня. Что же было делать? Пришлось пойти на «гражданку». Кем я только ни работал — рабочим на стройке, слесарем, механиком... поворотной точкой стало постановление ЦК КПСС от 21 января 1967 года «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте». Ранее сокращенных молодых офицеров-политработников возвращали обратно на флот.
Я же попал на Тихий океан, на корабль воздушного наблюдения. Дослужился до заместителя командира дивизиона тральщиков.
Оттуда я перевелся на корабль измерительного комплекса «Чукотка». Наше судно обеспечивало запуски космических аппаратов и контроль за деятельностью космонавтов на орбите. Соединение базировалось на Камчатке, в городе Вилючинске. А ходили мы в район аж экваториальной зоны! Некоторое время я участвовал в обслуживании всех запусков космонавтов. Все они проходили у нас тренировки на корабле. Естественно, еще до полетов, мы знали, кто отправится в космос.
На таких кораблях заходить в иностранные порты категорически запрещалось, потому что наши корабли были полностью секретные. Но зато за нами охотились американцы. Как только они нас пеленговали, то сразу же высылали по 2-3 своих корабля измерительного комплекса, которые мешали нам работать. Они глушили наши радиосигналы и постоянно подставляли свои борта, чтобы произошло столкновение. А чем могло закончиться противостояние в открытом океане — неизвестно. Провокации шли из-за того, что на наших судах была установлена очень ценная аппаратура.
Переход экватора всегда интересен.
«Подводники не любят выходить в море в понедельник»
После учебы в Военно-политической академии имени Ленина служба продолжилась в 10-й противоавианосной дивизии атомных подводных лодок. Они также базировались в Вилючинске на Камчатке, где и корабли контрольно-измерительного комплекса. Но обратно на них меня не тянуло. На субмаринах было гораздо труднее, но вместе с тем и интереснее. Во время походов мы следили за американскими авианосными группировками, находясь в постоянной боевой готовности. Там, где они, там и мы. И цель была одна — не выдать себя, потому что иначе это считалось чрезвычайным происшествием. Следить и находится в постоянной боевой готовности.
— И как тут не вспомнить старую шутку «куда деваться с подводной лодки?»...
— Любая атомная подводная лодка уходит в автономное плавание на 90 суток. Это ее плановый поход. И считается, что для экипажа это признанный психологический барьер. Но обстоятельства иногда вынуждают находиться и дольше. Мы однажды застряли на 108 суток, когда американские группировки были очень активны. Как-то мы зашли очень далеко, и нам с Камчатки присылали плавучую базу, которая сменяла экипаж.
Когда уходишь в поход, ты закрываешься в своем отсеке и твоя жизнь проходит от переборки к переборке. А над тобой — до 300 метров воды. Между вахтами чуть ли не единственное развлечение — посмотреть кино. Всплытие лодки на боевом дежурстве недопустимо. Единственное исключение — сеанс радиосвязи.
Это накладывало дополнительную психологическую нагрузку. Надо было делать так, чтобы разнообразить обстановку, отвлекать внимание людей. Ведь если постоянно смотреть на голую стену, с ума сойти можно.
— Какие приметы есть у подводников?
— Моряки — очень суеверные люди. Например, мы не любим число «13». Мы не любим «черный понедельник» — это выход в море в первый день недели. А также — 31 декабря.
Демобилизовался я в звании капитана второго ранга. И на какой корабль ни приходил — через год его провозглашали отличным. На флоте это звание очень высокое. Поэтому и хороший анекдот приклеился — «Замполит отличных кораблей». И когда однажды мы ходили на траление в Бангладеш, то завоевали кубок за первое место во всем в Военно-морском флоте!
— Скажите, а море влечет до сих пор?
— Конечно! Вот только не так часто сейчас удается куда-то выезжать. Хочу попасть на Северный флот — это моя давняя мечта...
Валерьян ШКЛЕННИК
Фото из архива Бориса Бережного
автор статьи и Б.Н. Бережной