Служили рядом земляки…

18 Окт 2010

В его рабочем кабинете висит фотография атомного подводного крейсера проекта «667-Б». И это не случайно. Это память о тех 22 годах, которые хозяином этого кабинета были отданы службе на атомных подводных лодках в составе Военно-Морского Флота СССР.

…В СЕМЬЕ Михаила Максимовича и Анны Захаровны Пашкевичей выросло восемь детей – четыре сына и четыре дочери. Назову их по старшинству. Мария была полеводом в совхозе «Спорово»; Николай посвятил свою жизнь службе в Березовском райотделе милиции и ушел в запас в звании майора; Иван закончил Белорусский политехнический институт и связал свою судьбу с дорожным строительством; Елена получила диплом Ляховичского совхоза-техникума и работает в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Плещицы» в Пинском районе; Ольга – инженер-технолог Березовского мясоконсервного комбината, путевку на эту должность ей дал диплом Одесского института мясо-молочной промышленности; Валентина работает на этом же предприятии техничкой; Валерий возглавлял отдел милиции города Нижневартовска в Ханты-Мансийском автономном округе России, ушел в запас в звании подполковника и в настоящее время там же работает заместителем генерального директора по безопасности Тюменской нефтяной компании.

Итак, я назвал семерых братьев и сестер Пашкевичей. Остался еще один – капитан 2-го ранга Василий Михайлович Пашкевич, пришедший в этот мир после Ивана, в 1955 году, который и является хозяином кабинета со снимком атомной подлодки. О нем я и хочу повести разговор, ибо, как оказалось, его жизненные и служебные пути пересекались с морскими дорогами другого нашего земляка, военного моряка капитана 1-го ранга Л.Л. Скорины, которому был посвящен мой очерк «Ординар Леонтия Скорины», опубликованный в «Маяке» в июле этого года.

Из сказанного выше видно, что трое из четверых братьев Пашкевичей носили погоны старшего офицерского состава. Пытался посвятить свою жизнь военной службе и четвертый из них, Иван. Он поступал в Харьковское авиационное училище, но не прошел медицинскую комиссию. На мой взгляд, да это подтверждает и Василий Михайлович, такой выбор профессии Пашкевичами во многом был обусловлен примером их отца Михаила Максимовича, который не носил офицерских погон, но во время войны партизанил в родных краях, а затем уже фронтовиком с боями дошел до Одера, был демобилизован в звании сержанта, а за ратные подвиги получил высокие солдатские награды – ордена Славы II и III степени и медаль «За отвагу».

Что касается Василия, то здесь, по его признанию, в выборе военно-морского училища не последнюю роль сыграла и романтика, а главным «виновником» принятого им решения стал писатель Валентин Пикуль, в частности, его роман «Крейсера», публиковавшийся в то время в журнале «Молодая гвардия».

- Окончательное решение, — рассказывает Василий Михайлович, — созрело в военкомате на медицинской комиссии. Тогда двое ребят из Белоозерска, один из Здитова Споровского и я, выпускник Споровской средней школы, решили поступать в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Из всех четверых на экзаменах необходимые проходные баллы удалось набрать мне одному. Так в 1972 году я стал курсантом специального энергетического факультета, на котором готовили инженеров-механиков по эксплуатации ядерных установок атомных подводных лодок.

И наступили напряженные курсантские будни. Срок обучения – пять лет и ежегодная практика, на последнем курсе – стажировка. Первая практика непосредственно на подводных лодках, причем дизельных, проходила после окончания второго курса на Северном флоте – на военно-морской базе Лиинахамари. Третий год обучения завершился практикой на строящейся атомной подводной лодке 670-го проекта на заводе Ленинградского адмиралтейского объединения. После четвертого курса пути–дороги будущего флотского офицера Василия Пашкевича опять привели в Заполярье, где он проходил практическую подготовку на атомоходе, которым командовал капитан 1-го ранга Геннадий Александрович Шабалин, сын прославленного катерника-североморца, дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина. Было это в 1976 году на базе АПЛ Гаджиево, в том самом флотском соединении, в котором в 1972-1975 годах проходил службу земляк Пашкевича из деревни Бармуты, выпускник Ленинградского высшего военно-морского училища имени А.С. Попова Леонтий Скорина. И ни тот, ни другой даже не предполагали, что через какое-то время их пути пересекутся на другом краю великой страны – на далекой Камчатке. Леонтий Скорина на Тихоокеанский флот прибудет по переводу, а Василий Пашкевич по направлению после окончания училища. Но до этого ему еще предстояло завершить учебу и пройти стажировку именно в этих дальневосточных краях на атомной подводной лодке, которой командовал капитан 1-го ранга Николай Григорьевич Кузнецов. При распределении после окончания училища лейтенант Василий Пашкевич, который имел право выбора места службы, попросил направить его на Тихоокеанский флот, в штабе высказал желание служить на Камчатке и был направлен в 72-ю отдельную бригаду строящихся и ремонтируемых подводных лодок на судоремонтный завод в город Большой Камень, где был назначен на должность командира группы дистанционного управления электромеханической боевой части (БЧ-5) и одновременно командиром 8-го турбинного отсека находящейся на ремонте АПЛ проекта «К-252».За три года ремонта Пашкевич основательно изучил не только ядерный реактор, который является сердцем подводного атомохода, но и детально ознакомился с премудростями конструкции всего корабля. В это же время в составе экипажа вышедшей из ремонта АПЛ «667-А» принимал участие в ее заводских ходовых испытаниях. На этой лодке совершил первое глубоководное погружение и прошел ритуал посвящения в подводники – на глубине 320 метров выпил забортную воду из плафона светильника.

В августе 1980 года отремонтированная АПЛ «К-252» была сдана действующему экипажу. После этого Пашкевичу довелось проходить службу в той же должности на других ремонтирующихся подводных лодках, на длительное время уже в качестве знатока своего дела выходить в море в составе новых экипажей. В это же время он дважды обучался на курсах по живучести атомных подводных лодок в Ленинградском высшем инженерном военно-морском училище имени Ф.Э. Дзержинского – знаменитой Дзержинке.

В 1984 году капитан 3-го ранга Василий Пашкевич был назначен на новую должность – он стал командиром дивизиона живучести АПЛ «К-252». Именно в это время состоялось его знакомство со старпомом ракетного подводного корабля стратегического назначения «К-171» капитаном 2-го ранга Леонтием Скориной. Их первая встреча в служебной обстановке произошла на разводе дежурной вахтенной службы 72-й бригады ремонтирующихся подводных лодок. Скорина тогда заступал дежурным по соединению, а Пашкевич – дежурным по живучести АПЛ бригады. Таким образом Василий Михайлович на сутки оказался в подчинении Леонтия Леонидовича. В дальнейшем им неоднократно приходилось встречаться на занятиях офицерского состава бригады, при иных обстоятельствах и уже тогда, когда Л.Л. Скорина стал командиром атомохода. Но так уж случилось, что эти два офицера-подводника так и не узнали о том, что являются близкими земляками, уроженцами такого далекого от Камчатки Березовского района.

Тем временем насыщенные служебные будни продолжались своим чередом. В 1988 году Василий Пашкевич был назначен на должность командира электромеханической боевой части атомохода «К-236», спустя год ему было присвоено звание капитана 2-го ранга. В целом за время нахождения в составе офицерского корпуса военно-морского флота страны на Камчатке сменил четыре подводных лодки, награжден медалью «За безупречную службу» всех трех степеней, в запас был уволен по вердикту врачей в 1994 году.

Все годы службы надежным тылом Василия Михайловича была его жена Людмила Геннадьевна, которой были близки и понятны дела и заботы жителей небольшого города моряков-подводников и корабелов. Здесь у Пашкевичей родилось двое детей. Дочь Елена, юрист по образованию, живет в городе Артеме Приморского края и работает начальником  договорного отдела в «Дальэнерго». Сын Михаил получил образование в Белорусском национальном техническом университете на факультете транспортных коммуникаций и занимается предпринимательской деятельностью.

Десять лет назад Пашкевичи-старшие приехали с Дальнего Востока на родину главы семьи, где Василий Михайлович возглавил Березовский филиал республиканского унитарного предприятия Брестского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру. Бывший моряк-подводник быстро освоился с этой сугубо мирной, но очень нужной людям профессией и с подчиненным ему дружным коллективом успешно решает задачи, стоящие перед данной организацией. Освоилась на малой родине мужа и Людмила Геннадьевна, которая работает главным бухгалтером КУП «Березастройпроект».

И несколько строк в заключение. О том, что ему в дальневосточном городе Большой Камень довелось общаться и служить с очень близким земляком, Василий Михайлович узнал после опубликованного в «Маяке» очерка «Ординар Леонтия Скорины». А запечатленная на фотографии усталая подлодка, что из океанской глубины идет домой, — это символ того, что никогда не изгладится в его памяти, что останется близким и дорогим на всю оставшуюся жизнь.

Евгений СЕЛЕНЯ.
На снимках: капитан 2-го ранга В.М. Пашкевич во время службы на Тихоокеанском флоте и в наши дни.
Фото из домашнего архива Пашкевича и Сергея БОБРОВА.