С именем Слуцка на борту

13.03.2015

 

 

Не многие случчане знают о том, что в составе Черноморского морского пароходства Министерства морского флота СССР более 25 лет трудился сухогруз под именем «Слуцк».

Автору статьи ещё в середине 1970-х годов доводилось слышать об этом факте – информацию привозили жители Слуцка, которые в то время учились в Одесском мореходном училище. Правда, их рассказы воспринимались, как байки.

Никто не мог поверить, что на борту солидного торгового судна, ходящего под флагом СССР, может красоваться название маленького города из БССР. А между тем слуцкие мореходы говорили чистую правду. Здесь уместно задаться вопросом: «Почему теплоход получил имя “Слуцк”?» Найти однозначного ответа на него не удалось.

В практике Министерства морского флота СССР были случаи, когда той или иной серии новых судов присваивались имена различных городов страны, в том числе и малых. Кстати, мировые океанские просторы бороздили и другие корабли, носящие имена белорусских городов. В их числе теплоходы «Ружаны» и «Речица».

Возможно, что в союзном морском министерстве работали выходцы из нашей республики, которые имели возможность повлиять на выбор названия судна. Вероятно, так оно и было в случае с теплоходом «Слуцк». По крайней мере, уполномоченные люди не вслепую же делали выбор пальцем на карте: куда он попадёт – так и назовём.

По официальным данным теплоход «Слуцк», относился к сухогрузам типа «Симферополь» – проект В-43, разработанный в Польской Народной Республике. Построен в декабре 1962 года по заказу СССР в Польше на Гданьской судоверфи (Stocznia Gdańska) имени Ленина. Имел регистровый номер М-26 532, позывной USKV. Порт приписки – Одесса.

Сухогруз «Славск» Всего в 1962–1963 годах по проекту В-43 было выпущено семь судов, «Слуцк» – третий по счёту: «Симферополь», «Slavsk» (потом переименовано в «Славск»), «Слуцк», «Лобна» (потом переименовано в «Советск»), «Семипалатинск», «Суджа», «Nezabudka» (потом переименовано в «Салават»). Все корабли названной серии работали в составе Черноморского морского пароходства Министерства морского флота СССР.

Сухогруз «Слуцк» имел пять грузовых трюмов, общая грузоподъёмность – 12 457 тонн. Был оборудован 19 грузовыми стрелами. Дальность плавания составляла 14 000 миль. Район плавания: неограниченный. Длина теплохода – 154,85 м., ширина – 20,2 м., высота борта – 11,8 м. Обладал скоростью 15,0/18,0 узлов или 27,78/33,34 км/ч. Штатная численность экипажа – 41 человек; запасных мест – 15.

Информации о сухогрузе «Слуцк» в печати и интернете немного, но кое-что удалось собрать. Автор из Санкт-Петербурга Геннадий Серов, который отходил в море 23 года, в небольшом очерке «Первый рейс» оставил интересные сведения: «При спуске на воду, после постройки, корабля, теплохода, парохода о его борт «крёстная мать» разбивает бутылку шампанского, и, если бутылка не разбивается с первого раза – это становится плохой приметой для данного корабля. Так произошло с т/х «Слуцк» Черноморского морского пароходства. Первый раз ему не повезло на рейде Одессы. После длительного рейса, он встал на якорь, а когда часть экипажа разъехалась по домам – ночью произошёл пожар. Пострадал груз и личные вещи экипажа. Теплоход был направлен в ремонт».

Второй раз «Слуцк» столкнулся с неприятностью ночью 3 марта 1987 года. По информации Валентины Деречиной, главного специалиста отдела НСА Госархива Одесской области, опубликованной в газете «Вечерняя Одесса» №163–164 от 1 ноября 2012 года, на переходе из Сингапура во Вьетнам при нахождении в открытом море на теплоход «Слуцк» Черноморского пароходства было совершено нападение.

Катер с пиратами подошёл с кормы, трое из них проникли на палубу с помощью верёвочных лестниц с крюками. Бандиты ворвались в каюту старшего механика Василия Макарова и, заблокировав выход, потребовали на ломаном английском языке денег и драгоценностей. После объявленной на судне тревоги члены экипажа, вооружённые аварийно-спасательными средствами, вытеснили нападавших с судна и принудили их к бегству.

Вследствие ножевого ранения старшего механика, полученного во время схватки с пиратами, судно вынуждено было вернуться в Сингапур. По воспоминаниям самого Василия Владимировича Макарова, в этом же 1987 году министр Морского флота СССР Юрий Вольмер вручил ему почётную грамоту Министерства морского флота СССР «За самоотверженные действия, проявленные при пиратском нападении».

Члены экипажа не забывали город, чьим именем был назван теплоход. В слуцкой газете «Шлях Ільіча» №1 от 1 января 1972 года была напечатана поздравительная телеграмма следующего содержания:

 

«Добрага Вам года!

Экіпаж цеплахода «Слуцк», знаходзячыся ў акіяне, сардэчна віншуе ўсіх працоўных, моладзь горада Слуцка з Новым годам. Жадаем Вам, дарагія таварышы, моцнага здароўя, вялікага асабістага шчасця, поспехаў на карысць нашай любімай Радзімы!

Пачкоў, Панчанка, Паштарэнка, Сакалоў».

 

 

Сергей БОГДАШИЧ

 

 

P.S. Вот и всё, что удалось собрать из истории теплохода «Слуцк». Остаётся только добавить, что судно с именем нашего города, исчерпав свой ресурс, было утилизировано. «Слуцк» 13 сентября 1988 года прибыл на разделку в Читтагонг (Бангладеш), отработав на океанских просторах 25 лет и девять месяцев.

В источнике: https://nasledie-sluck.by/ru/Nahodki_zagadki/5131/