- Главная
- Новости
- Флотоводцы-земляки
- Книга ПАМЯТИ
- Кают – компания
- Путешествие во времени
- Форум
- "Березина" - ККС
- "Бобруйск" - речной монитор
- "Брест" - МПК
- "Брест" - ПСКР
- "Брестский комсомолец" - ГБРК Р-6
- "Буг" - ПСКР
- "Буг" - плавбаза
- "Витебск" - речной монитор
- "Гродно" - АПЛ Б-138
- "МИНСК" - БДК
- "МИНСК" -ТАКР
- "Минск" - ЛЭМ
- "Минск" - ПСКР
- "Минский комсомолец" - АПРК К-206
- "Неман" - ПСКР
- 2004.04.03 Российский флот вооружился белорусским трактором
- 2005.03.18 Создавший образ Александра Маринеско
- 2005.11.01 Десять лет «автономки»
- 2013.07.21 Крепить сотрудничество между братскими народами
- 2016.07.05 Как днепровские моряки Берлин брали
- 2016.12.17 На просторах Мирового океана: белорусские города в названиях морских судов
- 2017.01.17 ПОСЛЕДНИЙ МАТРОС С “АВРОРЫ”
- 2017.02.10 ЗАЧИСЛЕН НА КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»
- 2018.09.25 Морской спецназ Первой мировой: сделано в Белоруссии
- Боцманская дудка
- Выйдут ли США из НАТО?
- Высказывания контр-адмирала, командира дивизии атомных подводных лодок Северного флота.
- Газета "Красный Днепровец" 1944 года
- Днепровская флотилия от Волги до Шпрее
- Знак "За дальний поход"
- Крейсер "АВРОРА"
- МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК ( гюйс )
- МОРСКАЯ ДУША
- Моряки-белорусы в русско-японской войне
- ПЕРВЫЙ В МИРЕ
- ПОДВОДНИКИ - БЕЛОРУСЫ ПЕРЕПИСЫВАЮТСЯ С ЗЕМЛЯКАМИ
- Порядок отбития склянок на корабле
- Праздники ВМФ
- БОЦМАН
- БЧ1_БСВМ Брестской обл.
- БЧ2_БСВМ Витебской обл.
- БЧ3_БСВМ Гомельской обл.
- БЧ4_БСВМ Гродненской обл.
- БЧ5_БСВМ Минской обл.
- 01.08.2022 По главной улице с оркестром: борисовские моряки отметили свой праздник.
- 2004.12.07 Семь футов под килем пожелали земляки моряку-белорусу, стерегущему восточные рубежи России.
- 2006.05.06 Восьмидесятилетний юнга
- 2011.02.25 Ад лейтэнанта да палкоўніка прайшоў Іван Чарняўскі
- 2012.10.20 …Чтобы жизнь не прошла даром
- 2014.08.07 День памяти о жертвах Первой Мировой войны в Забродье
- 2016.05.04 МАТРОС “ВАРЯГА” ИЗ ДЕРЕВНИ ПОДКОСЬЕ
- 2017.02.10 Именем нашего земляка Ивана Хурса назван военный корабль российского флота
- 2017.03.02_«Иван Хурс» – именем уроженца Пуховичского района назван новейший боевой корабль российского военно-морского флота
- 2017.03.06 Российские моряки несут службу в белорусских лесах
- 2017.05.10 9 МАЯ В Д. СКОВШИН УСТАНОВЛЕНА МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА В ЧЕСТЬ МОРЯКА-ПОДВОДНИКА КОНСТАНТИНА ПУЗЕВИЧА
- 2017.05.11 Поэтическая встреча «Хочу я к истине дотронуться руками...»
- 2017.05.20 Гимназия №1 г.Борисов
- 2018.02.26 Воздух, земля и вода. Представители разных родов войск в Солигорске объединились для доброго дела
- 2018.03.23 "Акула из стали". Как белорус служил на самой большой атомной подлодке в мире
- 2018.03.23 43-й узел связи ВМФ России «Вилейка» (радиостанция «Антей»)
- 2018.03.23 Есть такая профессия – военный моряк
- 2018.03.29 Встретились бывшие моряки
- 2018.04.23 Подвиг балтийца. 19 августа 100 лет со дня рождения исполнится нашему земляку Михаилу Гармозе
- 2018.05.10 Так держать, старший матрос Гедроиц!
- 2018.06.15 Тайны затонувшего корабля
- 2018.06.18 Броня истории
- 2018.06.22 ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ
- 2018.10.15 Семак Василий Павлович.
- 2018.11.15 Боевые звезды Гоцка
- 2018.11.15 Возвращение в потерянный мир. В борьбе с английским флотом.
- 2018.11.15 Возвращение в потерянный мир. В мятежном Кронштадте.
- 2018.11.15 Возвращение в потерянный мир. Как спасали Балтийский флот.
- 2018.11.15 Это Березина
- 2019.02.18 Новое социальное партнёрство – новые возможности
- 2019.03.11 УРОЖЕНЕЦ Д. КРАСНОЕ НА МОЛОДЕЧНЕНЩИНЕ КАПИТАН 1-ГО РАНГА ФРАНЦ ЛОГУНОВИЧ
- 2019.04.09 ЖИТЬ И ПОМНИТЬ!
- 2019.04.17 БОЕВЫЕ МИЛИ РЕЧНЫХ КОРАБЛЕЙ
- 2019.04.18 «Здравствуй, Игорь!..»: История клетчанина, погибшего на подводной лодке «Комсомолец»
- 2019.05.08 Соловецкий юнга
- 2019.05.19 Памятному знаку - быть!
- 2019.05.20 Осваивал гидрокосмос.
- 2019.05.20 Устаноўлена мемарыяльная дошка ў гонар Валянцiна Холада
- 2019.06.19 Белорусский исток адмирала
- 2019.07.01 ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ…
- 2019.07.26 Автопробег ветеранов военно-морского флота Беларуси и России прошел через Оршу.
- 2019.08.13 Моряк из Узденщины – Чигирь Геннадий Константинович
- 2019.08.21 Письмо в БЕЛОРУССИЮ
- 2019.08.22 Семь футов под килем пожелали земляки моряку-белорусу, стерегущему восточные рубежи России.
- 2020.01.27 Проект “Герои и подвиги: на морских рубежах”
- 2020.02.06 Ветеран Владимир Парабкович - об омраченном детстве, смелых военных операциях на черноморском эсминце и мирной жизни
- 2020.02.22 Нашёл свой берег
- 2020.02.26 КАПИТАН ПЕРВОГО РАНГА ВАЛЕРИЙ ДУБОВИК ДАЖЕ В ОТСТАВКЕ ЖИВЕТ МОРЕМ
- 2020.03.16 Пуховчане были в рядах моряков-балтийцев, которые сражались с фашистскими оккупантами.
- 2020.04.02 У іх дзве радзімы — Беларусь і Расія!
- 2020.07.01 Леонид Станкевич, капитан второго ранга:«…Легче всего дышится на родной земле»
- 2021.01.04 Новый год на субмарине
- 2021.02.05 «Пока работаю, живу». Партизан, артиллерист, моряк, писатель – основные этапы жизненного пути заслуженного соотечественника.
- 2021.05.06 «Награда для военного моряка»: Клетчанину Леониду Станкевичу вручили медаль к 150-летию подводного флота России
- 2021.07.30 Верят моряки в свою мечту
- 2021.12.06 В Солигорске открылся музей Военно-морского флота
- 2022.02.22 15 ЛЕТ СРЕДИ ВОЛН ПРОВЕЛ АНАТОЛИЙ МИГАЛЬ
- 2023.02.24 В Марьиной Горке открыт оригинальный указатель улицы, названной в честь вице-адмирала Ивана Хурса
- 2023.04.08 Освящение горсти земли с родины Героя Русско-японской войны
- ГВАРДИИ КРАСНОФЛОТЕЦ Владимир Ефимович Парабкович
- Знаки узла связи ВМФ «Антей»
- БЧ6_БСВМ Могилёвской обл.
- БЧ7_ БСВМ г.Минска
- ДМБовский альбом.
- Морская АВИАЦИЯ
- Морская ПЕХОТА
- Наши таланты
- ПОИСК сослуживца
- РУНДУК
- Контакты
Есть такая профессия – военный моряк
16-03-2017
Республика Беларусь может по праву гордиться своими моряками. И хотя наша страна не является морской державой, в советский период около одной трети белорусских ребят призывались на флот. Многие белорусы в качестве офицеров и мичманов связали свою жизнь с Военно-Морским Флотом Советского Союза. Более 70 адмиралов – выходцы из Беларуси.
Накануне профессионального праздника, который белорусские моряки-подводники отмечают 19 марта, представитель нашей газеты взяла интервью у бывшего старшего мичмана, Петра Ковалевича, проживающего в Борисове.
Несмотря на 73-летний возраст, Петр Матвеевич держится бодро, и может дать фору двадцатилетнему юноше. Видимо, сказывается хорошая военная подготовка. А еще он часами может рассказывать о службе на субмарине, где, по словам моего собеседника, прошли лучшие годы его жизни.
– В 1963 году работал трактористом в одном из колхозов Борисовщины, а затем завербовался на Украину в Кировоградскую область. И забыл сняться с учета в военкомате. А летом меня срочно вызвали на призывной участок. Из нашей деревни я первым уходил в армию. Провожали меня, как водится, все сельчане.
– А как вы попали в подводный флот?
– После призыва разместили всех в воинский эшелон, как сейчас помню, было восемь вагонов и по дороге подсаживали других призывников, мы в составе интернациональных экипажей прибыли в Ленинград. Отсюда на военных катерах нас доставили в Кронштадт, где прошли недельную физическую тренировку и медкомиссию. Отбор был жестким, как будто готовили в космонавты, – вспоминает седовласый мичман.
– В конце концов, нас осталось восемь человек. Образование не ниже десяти классов, хотя преимущество отдавали тем, кто окончил техникум. Через неделю нас из Кронштадта отправили в Ленинград, на Васильевский остров. Там сформировали учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова. В учебке пробыли десять месяцев, где изучали устройство подводной лодки, водолазное дело, а еще занимались физической подготовкой. Мне предложили учиться на механика.
Учебу закончил матросом. Многие получили распределение на Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский и Северный флот. Меня зачислили на Северный. Но тут приключился казус: появилась возможность учиться в высшем военном училище механиков, а мои документы уже отправили на Север. И тогда мне сказали, чтобы ехал в училище без документов. Ну, я и поехал, где меня приняли на учебу, а через несколько дней вызвали в особый отдел. Спросили, где мой отец, а я ответил, что погиб на войне. И документы, дескать, есть, но их пришлют позже. Мне не поверили, видимо, побоялись, что папа остался где-то за границей. А через две недели пришли документы, но на офицера выучиться не разрешили, а лишь на мичмана.
– Куда вас распределили после окончания учебы?
– На Балтийский флот, в город Лиепая, где в то время на подводных лодках моряки служили четыре года. Год учебы и три года службы.
– Почему вы решили связать свою жизнь с военной службой?
– На гражданке я был трактористом и до службы армии моря в глаза-то не видел. Очень не хотелось возвращаться домой. Привязался к сослуживцам и дизель-электрической субмарине. Видя мое нежелание сойти на берег, командир мне сказал: «Оставайся, ты классный механик. И с людьми хорошо ладишь. У тебя получится». И я остался, но со временем перешел служить на другую лодку.
– Петр Матвеевич, вам приходилось нести боевое дежурство в зонах военных конфликтов? В те годы были волнения в Чехословакии, затем, в начале 70-ых, вспыхнул арабо-израильский конфликт?
– В 1967 году меня перевели в Полярный, где встретил свою боевую подругу, жену и соратницу Екатерину Ивановну. Она тоже морячка, работала поваром-коком в мичманской столовой. Мы поженились и хотели справить небольшую свадьбу. А тут вечером меня срочно вызвали на подлодку. Субмарина проходила ремонт, и еще имелись недоделки, но поторопили события в Чехословакии. В общем, подлатали родимую и в авральном режиме приказали выйти в открытое море. Не было провианта в достаточном количестве, и воду засолили из-за прохудившейся прокладки в резервуаре. Осталось всего 15 тонн пресной воды.
Но Родина сказала «Надо», и нам пришлось ответить «Есть». Вышли в море, а спустя 3-4 часа погрузились на полную глубину. Поначалу очень надеялись, что тревога – учебная. Еще подшучивали друг над другом, а когда командир вскрыл пакет, то все затаили дыхание. И он зачитал: «Боевая задача – несение боевой службы в акватории Средиземного моря». Это значит, мы уходим на 75 суток, фактически на голодном пайке.
– И как экипаж субмарины выкручивался из этой ситуации?
– Сначала никто не мог поверить, что это серьезно. Ну, а потом стали приспосабливаться. Одну сушку делили на 4 человека. Чай заваривали лишь четверть кружки. У меня дизельные двигатели охлаждались водой, поэтому приходилось следить, чтобы молодые матросы ее не слили отработанную и не отравились. А пить очень хотелось.
Мы старались больше оставаться под водой, а всплывали ненадолго для подзарядки аккумуляторов в нейтральных водах. Американские субмарины видели нас и преследовали. Подобное противостояние было на нервах – кто кого? Все-таки мы выдержали и через 75 суток вернулись домой.
– В арабо-израильском конфликте вам тоже пришлось участвовать?
– Конечно. В 1971 году у нас с женой уже было двое сыновей. Мы собирались в отпуск. Екатерина Ивановна с детьми уже уехала, а мне пришлось задержаться, как сейчас помню. Было субботнее утро. И меня срочно вызвал командир. Наша субмарина пришвартовалась на базе.
– И хотя ты в отпуск собрался, но придется вылететь самолетом в Александрию – отвезешь запчасти. А потом заменишь мичмана на подлодке, распорядился командир.
Ну, разумеется, взял «под козырек» и направился на аэродром. Прилетел в Александрию, где шла настоящая война. Поначалу меня поселили на базе, кстати, там была жара невыносимая. Старший механик попросил меня под покровом ночи водички холодной принести. Я выбрался незаметно, крадусь по улице, и вдруг спиной чувствую что-то острое. Оказывается, нарвался на араба. Я ему кричу: «Я свой! Союз! Москва!» А он меня штыком подталкивает вперед и колет в спину с каждым разом все сильнее. Я ему пытаюсь объяснить, что я с советской подлодки, а он все настойчивее тыкает штыком. У него приказ на поражение. Почему не убил сразу? Видно пожалел. Ну, а потом разобрались что к чему.
– Как долго вы дежурили в Средиземном море?
– Давайте считать. Каждый рейд длился 8 месяцев. Потом мы уходили домой отдыхать и снова возвращались. Итак, до 1976 года.
В Средиземном море летом – сущий ад! Температура воды за бортом +30-35 градусов, а в дизельном отсеке – и все +50. Матросы меняют друг друга каждые три часа, а я от машины не могу отойти. В лодке сидим в полумраке, а когда всплываем, то вдаль смотреть невозможно – глаза слезятся от солнца.
– Петр Матвеевич, когда вы сошли на берег, то чем занимались на гражданке?
– В 1977 году врачи констатировали, что мне больше нельзя погружаться на глубину, и я решил переквалифицироваться на надводные корабли. Еще несколько выходил в Баренцево море, возил разные грузы для подлодок. Потом был период, когда работал преподавателем в учебном отряде, поскольку был классным механиком. Дизельные машины я знал, как свои пять пальцев, поэтому передавал опыт будущим мичманам и младшим офицерам. Всего на флоте я прослужил 25 лет и 6 месяцев, – закончил свой рассказ пожилой мичман.
Несмотря на свои годы, Петр Матвеевич Ковалевич и сегодня остается в строю. Периодически его приглашают на школьные встречи, где он делится интересными воспоминаниями. Ребята с замиранием сердца слушают рассказы о мужественных моряках и сожалеют о том, что у нас нет прямого выхода к морю, где много романтики и суровых будней для настоящих мужчин.
Ну, а мне остается добавить, что Петр Матвеевич является активным членом Борисовской городской общественной организации «Белорусский союз военных моряков», который возглавляет Павел Петрович Волков. Сегодня в рядах организации более ста бывших морских волков. А самому старшему из них – гвардии майору морской авиации, командиру воздушного ракетоносца Валентину Матвеевичу Авдееву 23 февраля текущего года исполнился 91 год.
Ольга ПЛАТТЕР,
фото автора
Рундук (archive)
- июня 2023 (1)
- мая 2023 (7)
- апреля 2023 (5)
- марта 2023 (9)
- февраля 2023 (6)
- января 2023 (3)
- декабря 2022 (4)
- ноября 2022 (9)
- октября 2022 (10)
- сентября 2022 (27)
- августа 2022 (19)
- июля 2022 (10)
- июня 2022 (6)
- мая 2022 (3)
- апреля 2022 (11)
- марта 2022 (13)
- февраля 2022 (4)
- января 2022 (17)
- декабря 2021 (4)
- ноября 2021 (7)
- октября 2021 (6)
- сентября 2021 (8)
- августа 2021 (28)
- июля 2021 (4)
- июня 2021 (6)
- мая 2021 (5)
- апреля 2021 (9)
- марта 2021 (3)
- февраля 2021 (1)
- ноября 2020 (3)
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- далее ›
- шкентель »