57я МРАД г.Быхов

Индекс аэродрома — ЬМНХ/XMNH. Позывной — «Сердечный».

На аэродроме было две ИВПП:13R/31L — 3000х78 метров;13L/31R — 1880х65 метров

Аэродром в г. Быхов, пожалуй, один из старейших в нашей стране — аэропланы здесь начали подниматься в воздух еще в первую мировую войну. В 1914 году посадочную площадку здесь распланировал П.Нестеров. Вероятно, что аэродром в Быхове был построен по указу Николая II.

До 1941г — 25 авиабаза (И-16 и Ил-2).

После войны на аэродроме базировалась 57-я Смоленская морская ракетоносная авиационная дивизия Балтийского флота (в/ч 15525) и состояла из двух гвардейских Краснознамённых полков: 170-го Смоленского (в/ч 15585) и 240-го Севастопольско-Берлинского (в/ч 15446). 57-я МРАД образована в 1955 году путем переформирования 57-й бомбардировочной авиационной дивизии 1 ВА ДА (с 1946 г). На основании приказа Военного Министра СССР № 03417 от 26.12.1950 г. в январе 1951 г. 57 тбад подлежала передислокации к постоянному месту базирования на аэродром Быхов, на вооружении были самолёты Ту-4.

В связи с преобразованием МТА ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию на основании приказов МО СССР № 0028 от 20.03.1961 г., ГК ВМФ № 048 от 13.04.1961 г. и командующего БФ № 0036 от 27.04.1961 г. 57 мтад ДД была переименована в 57 морскую ракетоносную авиационную дивизию. Входящие в нее 170 и 240 гв. мтап ДД стали соответственно 170 гв. мрап и 240 гв. мрап. В 1959-60 гг. полки дивизии осваивали авиационный комплекс Ту-16к-10. В октябре 1957 г. в дивизию предположительно вошел 12 тап из состава расформированной на аэродроме Остров 116 тад ВВС, переименованный в минно-торпедный полк Дальнего Действия, однако в апреле 1961 г. он уже числился отдельным полком.

С 26.09.1961 г. на основании директивы ГШ ВС СССР № 80086 от 18.08.1961 г. управление 57 мрад, 240 гв. мрап и 3526 РТБ были переданы в состав 6 отдельного тяжелобомбардировочного авиационного корпуса ДА, а 12 омрап и 170 гв. омрап остались в составе ВВС БФ. В связи с этим 57 мрад была вторично переименована в 57 тяжелобомбардировочную авиационную дивизию, а 240 гв. мрап вновь стал именоваться 240 гв. тбап. То есть на аэродроме стали базироваться авиаполки, принадлежащие разным ведомствам, что создавало неудобства и непомерно раздувало штаты — так как требовались разные части обеспечения, функционально дублирующие друг друга. На основании директивы ГШ ВС СССР № 68309 от 25.07.1963 г. управление 57 тбад и 240 гв. тбап были вновь возвращены в состав Авиации БФ.

До 1977-79 годов полки дивизии эксплуатировали самолёты Ту-16 различных модификаций, затем Ту-22М2. В 89-90 годах началось перевооружение на Ту-22М3, которое не было проведено ввиду переформирования обоих полков, частей обеспечения и управления дивизии. 20 самолётов Ту-22М2 (в основном старые 240-го полка) отправили с частью личного состава на ТОФ в Кневичи, в 183-й мрап в/ч 51367 (1-я и 2-я АЭ переучилась на Ту-22м2,а 3-я АЭ продолжала летать на Ту-16). Последние полёты в Быхове выполнялись весной 1991 года, к концу этого года гарнизон был расформирован.

25.12.1992 г. 57-я морская ракетоносная дивизия переформирована в 57-ю смешанную корабельную авиадивизию Северного флота с постоянным местом дислокации аэродром Североморск-3.

Части обеспечения на аэродроме Быхов:

РТБ-К в/ч 27837

РТБ в/ч 20906

233 ОТЭЧ в/ч 69209

КПЛ в/ч 15525

в/ч 64203

в/ч 36791

Интересный факт

9.11.1975 г. в готовность привели весь состав авиадивизии на аэродроме Быхов, и группа самолетов Ту-16К-10 из состава 240 мрап была поднята для нанесения ракетного удара по мятежному большому противолодочному кораблю «Сторожевой», которым стал командовать капитан 3 ранга Саблин. Корабль из Риги следовал в направлении Ирбенского пролива. Атака была отменена и самолёты возвращены на базовый аэродром.