Демонстрация флага Республики Беларусь в IV Международном автопробеге, ветеранов ВМФ СССР, на Северный флот.

23 года прошло с тех пор, как я закончил свою, срочную, службу в Военно-морском флоте СССР. Но до сих пор снится как я «мочу приборку», спускаюсь в прочный корпус, пишу конспекты на политзанятиях. И с тех пор не даёт покоя мечта: опять побывать на родной базе «Нерпичья»; посмотреть на красавицы-лодки, ощутить обжигающий иней на щеках, услышать шум прибоя и команду «На флаг и гюйс – СМИРНО!»

И вот выпал такой шанс. На сайте «Одноклассники» нашёлся сослуживец – Вадим Навроцкий из Киева. А он, вместе с «Всеукраинской Ассоциацией Ветеранов-подводников», организовывает автопробеги Ветеранов ВМФ СССР по местам былой, славной службы.

Нынешний автопробег - уже четвёртый по счёту. И первый, в котором принимает участие экипаж из Беларуси. То есть мой старенький «Ситроен ZX».

Я за «штурвалом», на месте «штурмана» ещё один, бывший североморец Абдрахимов Радик. Он татарин, но тоже считается белорусом, так как уже давно живёт здесь. После службы на Северном флоте – «пустил корни» в городе Жлобин. Женился, обзавёлся детьми. И тоже «болеет» флотом, мечтает снова попасть на Краснознамённый Северный.

И вот оргсборы уплачены, нашему экипажу присвоен бортовой номер 51, всё ближе дата старта - 18 июля.

Основная идея и тема пробега - почтить память погибших моряков. Документально всё было подготовлено идеально, более того командование ВМФ России пошло на встречу и был выделен корабль для выхода в точку гибели АПРК К-141«Курск»,  для панихиды, возложения венков и затопления православного креста на месте гибели подводного крейсера.

Духовная часть заключалась в покупке участниками пробега освященных икон «Собор Преподобных старцев Печерских» в Киево-Печерской Лавре, в дар церковным приходам и монастырям по месту следования автопробега, где чтут и поминают моряков.

В институте им. Патона, в Киеве, были изготовлены два Православных креста. Особенность их заключается в том, что при опускании на дно, они погружаются вертикально и в таком положении останутся на всегда.

Маршрут следования выбран, Киев – Брянск – Москва – Вологда – Красавино – Северодвинск – Каргополь – Кемь (Соловки) – Мурманск - Североморск – Сегежа – С.-Петербург.

Всего собрались в путь - 9 Украинских , 1 белорусский и 12 Российских машин–экипажей.

Наш экипаж примкнул к колонне 18 июля, вечером, в городе Брянск. Встреча прошла в дружеской обстановке у костра. Отметили встречу и старт пробега белорусской водкой и украинским салом.

19 июля день начался с выезда в г. Брянск. По пути следования участники автопробега посетили мемориальный знак, установленный в память об офицерах Дмитрии Коробкове и Виталии Соларёве, погибших на АПРК «Курск». Минутой молчания почтили их памятьВ Троицкий кафедральный собор вошли с иконой. Настоятель Плащинской пустыни Архиепископ Сергий встретил автопробеговцев у Алтаря. Отслужил молебен у мощей Святого князя Олега и с благодарностью принял в дар Храму икону из Киева. Сказал, что границы есть между государствами, но нет их между людьми, и тем более не может быть их у православных христиан-славян, трех братских народов, Украины, Белоруссии и России, а Царство Божие вообще не имеет границ. Благословил в добрый путь.

Помчались автомобили брянскими и калужскими дорогами. Но не могли проехать мимо Храма Тихвинской иконы Божьей Матери, который находится в селе Козлово (Богородицкое) Калужской области. При этом храме существует центр Калужского православного мореходстваСам храм является усыпальницей адмирала Унковского И.С. , известного командира фрегата «Паллада», много сделавшего для развития дружеских отношений между Российской Империей и Японией. Настоятель Храма Иерей Геннадий с теплотой и благодарностью принял в дар Киевскую икону  и благословил всех в добрый путь.

Там же сделали остановку в гостях у одного из участников предыдущих автопробегов, моряка с атомного крейсера «Киров», Олега Старостина, семья которого была хлебосольной, гостеприимной и радушной.

Завершением дня стал приезд в Подмосковье, в дом моряка-североморца и участника автопробега Игоря Озмителя, где собрались остальные экипажи. Обсуждение маршрута, обмен впечатлениями дня, радость встречи - это та обстановка, которая наполнила гостеприимный подмосковный дом.

знакомство и чаепитие, настройка радиостанций (непременное условие пробега – авто должно быть с рацией), оргвопросы, разговоры за полночь...

На следующий день пару машин поехали своим ходом, а основная масса членов автопробега на электричке и метро отправились на встречу в Культурно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России (парк Северное Тушино, Химкинское водохранилище)

Митинг, вручение принимающей стороне подарков, молебен Протоиереем Галухиным А.В.  Встреча с внучкой дважды Героя Советского союза адмирала флота Горшкова С.Г.

По завершении митинга и молебна участники автопробега посетили музейный экспонат - ДЭПЛ Б-396 «Новосибирский комсомолец». С теплотой вспомнили тесноту отсеков и запах гидравлики в прочном корпусе.

21 июля в 08.00 колонна из 17 машин выдвигается на Вологду. Трасса М8 довольно загружена и местами идёт ремонт покрытия. Очень часто колонну разбивали светофоры и развязки с ремонтом. Потому до Вологды едем почти 10 часов.Там ночёвка в гостинице.  Собрался шикарный стол по поводу Дня рождения Анатолия Орлова (экипаж №44 (г.Котельнич)) и «проставы» по поводу рождения внука у Малашевич Светланы Ивановны (экипаж №43 (г.С-Петербург)).

На следующий день, с утра, прогулка по городу, тёплая встреча с членами Вологодского морского собрания, передача иконы. Перед храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу, по команде, построились морские офицеры, воспитанники Вологодского клуба юных речников и участники автопробега.

Икону «Собор Преподобных старцев Печерских» передать доверили участнику трех предыдущих автопробегов Юрию Кирсанову. (экипаж №55 (г.Сочи))

С иконой вошли в Храм, настоятель которого, Протоиерей Александр Лебедев, обратился с проповедью к гостям и прихожанам храма. Отметил, что монахи Киево-Печерской Лавры принесли православную веру на вологодскую землю.

После службы, автопробег ушел на Красавино (между г.г. Котлас и Великий Устюг).

22 июля 2012 года проехав 520 км, к вечеру,  прибыли в г. Красавино, Вологодской области. Таких ужасных дорог я ещё никогда не встречал. На одной из выбоин цепанул глушителем камень. Теперь самая ревущая машина в колоне – моя.

Городок Красавино - родина Героя России матроса Сергея Перминина, который ценой своей жизни «заглушил» реактор аварийного ракетного крейсера стратегического назначений К-219 в октябре 1986 года.

Директор школы-музея провела интересную экскурсию, рассказала о коротком, но насыщенном жизненном пути Сергея.

23 июля, с утра, все участники автопробега собрались возле бюста Сергея Преминина, минутой молчания почтили память Героя, возложили цветы. Высказали слова благодарности его маме, вручили букет цветов и икону «Собор Преподобных старцев Печерских». Говорили добрые и теплые слова о дружбе и мире.

Народная демократия не имеет границ. А искусственные границы, созданные сильными мира сего, на карте, разделив территории, никогда не смогут пройти через сердца и души людей, которые жили в одной стране, служили верой и правдой одному Государству, были одной дружной семьей.

От бюста Сергея Перминина участники автопробега перешли к храму Равноапостольного Князя Владимира. Честь передачи иконы была предоставлена участнику предыдущих трёх автопробегов Владимиру Задворьеву и его брату Юрию (экипаж №37(г. Сегежа))

У храма прихожане с благоговением встретили процессию с иконой. Протоиерей Михаил Волков принял икону, высказал слова благодарности и отметил, что этот дар совпал с годовщиной со дня освящения храма и днём Святого Антония Печерского, основателя Киево-Печерской Лавры. Благословил в дорогу. Участников автопробега в трапезной храма угостили чаем и вкусными пирогами. Перед дальней дорогой сфотографировались на память.

После этого колонна двинулась в путь на Северодвинск.

Через 350 км свернули с основной трассы и приехали к живописному месту на берегу озера Большое Михайловское. Там расположен Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь.

При входе в обитель, под колокольный звон, выстроились монахи. Настоятель монастыря с благоговением принял икону, к которой по очереди приложилась вся братия.

В храме сумрак, девять часов вечера. На месте погребения основателя монастыря Святого Антония Сийского была установлена икона «Собор Преподобных старцев Печерских». Братия монастыря читала молитву Старцам Печерским. Кроме голосов монахов никого не слышно. Во время молитвы происходит чудо - храм наполняется солнечным светом.

По завершению молитвы экскурсия по монастырю и угощение ужином, от иноков, в трапезной монастыря.

Добрые напутственные слова в дорогу игумена Варлаама.

Вечерело, темнело. Колонна тронулась в путь. И тут по рации, машина идущая за нами, говорит: - «Всем стоп. У белорусов, что-то отвалилось». Это наш наполовину сорванный глушитель отвалился совсем и тянется по земле. Что делать? По совету товарищей подвязываем выхлопную трубу к задней балке и продолжаем путь.

Поздно ночью прибытие в Северодвинск, расселение на базе отдыха в лесу. Переночевали. А утром я и ещё один экипаж решили подремонтироваться. Но на календаре – суббота и все СТО закрыты. Посоветовали ехать в гаражи к частникам. И двигаясь туда я увидел отблески сварки. Какой то умелец чинил свою «семёрку-жигули». Я к нему: - «Братан, выручай!» И за бутылку белорусской водки, плюс тысяча российских рублей мой глушитель «поёт» не хуже нового.

На этот день было намечено много мероприятий, но … все планы нам сорвали местные «чекисты». Хотя все документы на посещение Северодвинска у нас были, нас не пускали в него. Мотивируя тем, что в колонне присутствуют иностранные граждане из Украины и Беларуси. После долгих переговоров в телефонном режиме вышли на штаб Северного флота, потом созвонившись с местным ТВ, приняли решение самовольно въехать в город. Но время уже было упущено.  К концу дня администрация города смилостивилась и нам разрешили посетить тяжёлые подводные крейсера «Акула» стоящие на отстое на Севмаш предприятии. Под неусыпным оком ФСБ, дежурный по кораблю, после инструктажа, провел нас по трапу на корпус АПЛ 941 проекта.

Вот она «родимая». Эту лодку я встречал новенькой в 1988 году в Нерпичьей. Комок слёз подкатил к горлу. Дыхание перехватило. Сердце забилось. Вот, МЕЧТА СБЫЛАСЬ! Я снова на «своей Акуле»!

Но спуститься в прочный корпус нам не разрешили. Через «прилив» ТК-20 перевели, на пришвартованную рядом, ТК-17. И прогуливаясь по резине лодки меня посетила мысль, что я один из немногих кто побывал на всех шести корпусах «Акул». На пяти во время службы. И вот теперь, спустя 23 года, на шестом. С грустью и ностальгией я ходил по «резиновому» корпусу подводного атомного крейсера-гиганта. (фотографировать категорически запретили)

На следующий день наш путь шел через Плесецк на Каргополь. Маленький городок впечатлил приёмом!!!

Нас встретили хлебом-солью и народными песнями от местного фольклорного ансамбля «Олонецкая губерния». Приветственными речами представителей администрации, ветеранов и юнг северного флота.

Автопробег оказал честь нашему экипажу и доверил передавать икону в храм Рождества Иоанна Предтечи.Благочинный Каргопольского округа Иерей Андрей Усачев встретил нас у входа в храм. Поблагодарил за дар, провел благодарственный молебен и пожелал участникам автопробега счастливого пути.

Потом расселение в местной гостинице, а нашим машинам нашлось место на стоянке ОВД вневедомственной охраны.

Далее, с утра, переход под дождём и туманом между Каргополем и Медвежьегорском, по иногда полностью отсутствующей дороге. Местами стройный ряд колонны рассыпался по этой дороге как горох по столу, каждый экипаж выбирал свой путь и направление в зависимости от возможностей своего авто.

После Медвежьегорска вышли на трассу М18 и до Кеми «пролетели» незаметно, хотя на этой дороге ведётся капитальный ремонт. Каргополь - Кемь расстояние по автодороге 590 км. Маршрут проходил по живописным местам Архангельской области и Республики Карелия. Увиденные пейзажи приводили к восторгам и активному обсуждению по радиостанциям.

Не успев прийти в себя от увиденного, как ещё чудо захлестнуло новыми эмоциями. Впереди колонны, словно путеводная звезда, ведущая к святому месту, появилась цветная дорога в небесах.Никто уже не сомневался в том, что нас ведут святые небеса. Кстати такие чудеса сопровождали нашу колонну на всём пути следования. В дороге нас поливал дождь, а как только подъезжали к очередному городу, он прекращался. А когда доставали икону, для дарения, тучи расходились и светило солнце.

В Кеми наш пробег ждал отец Симеон,  в реставрируемом Благовещенском соборе Кемского мужского монастыря. Икону монастырю , Новомученников и Исповедников Российских,  передал участник двух автопробегов Григорий Тернопольский.( экипаж №05 (г.Харьков)).  С молитвой приняв в дар икону,  нас пригласили в трапезную и хорошо накормили. Потом мы ушли на берег Белого моря, где нас ждала большая палатка от администрации, поставленная напротив старой часовни, декорации для фильма «Остров».

Обсуждение прошедшего дня проходило у костра в палаточном городке на каменистом берегу Белого моря.

На столе что у кого есть, «по пятьдесят» на сон грядущий и разбрелись по палаткам и машинам.

27.07.2012

Экипаж готовился к ответственному дню: переход на Соловецкие острова, передача иконы «Собор преподобных старцев Печерских» Спасо-Преображенскому Соловецкому мужскому монастырю, проведение ритуала с затоплением Креста.

Двухчасовое путешествие на судне «Василий Косяков» дало возможность насладиться красотами Белого моря. Белуги и тюлени встречались на пути. Стая чаек завтракала из наших рук.

Соловки встречали теплом. Сойдя на берег, в Покровском храме Соловецкого монастыря, мы передали икону. Честь передачи иконы была предоставлена Ирине и Анатолию Орловым.(экипаж №44)

Иеромонах Петр отслужил молебен у мощей Святых Соловецких Саваатия, Зосимы и Филиппа.  Святыня Киево-Печерской Лавры обрела достойное место в Северном форпосте православия.

Получив молитвенное благословение иеромонаха Петра в дальнейший путь, мы пошли на встречу с выпускниками Соловецкой школы юнг 1944-1947 годов.

От автопробега с приветствием к ветеранам-юнгам выступили Вадим Навроцкий и Екатерина Рубановская.

Отобедав в паломническом доме монастыря сытые и усталые, через сувенирные лавки, все продвигались к причалу.

Поднявшись на борт «Василия Косякова» началась подготовка к особому ритуалу - спуска на воду Креста. Капитан корабля определил место погружения. То место, где затапливали баржи с заключёнными Соловецкого лагеря политзаключённых и то место где уходили на дно защитники Севрной земли.

Случайно оказавшийся на борту настоятель храма Рождества Пресвятой Богорордицы Московской епархии Мытищинского благочиния иерей Дмитрий Кузнецов (в прошлом подводник) дополнил ритуал молитвой.

Крест опустили на воду и он закачался на волнах, медленно погружаясь.

Соловецкий монастырь посещает много паломников и туристов с разных стран мира. Проведенный ритуал вызвал любопытство и неподдельный интерес среди присутствующих на борту судна попутчиков. С мостика судна, по корабельной трансляции, до пассажиров была доведена информация об проведенном мероприятии.

Кемь, белая ночь, костер и разговоры до утра.

С утра 28го июля стройной колонной пошли на Мурманск.

Пересекая параллель с широтой 66° 33′ 39″ , колонна сделала остановку возле знака «Полярный круг». Небольшая фото сессия. Дальше начиналось Заполярье. Кольский полуостров начинался после Кандалакши. Он встретил нас суровым пейзажем, ближе к Мурманску местами почти голые без растительности сопки. Так на местную экологию влияет Мончегорская медно-никилеевая промышленность.

Гостеприимный Мурманск дал знать о себе почти за 200 км до него. На одной из заправок нас ждали две патрульные машины-сопровождения ГИБДД. В нашей колонне был порядок, у каждого свой номер и место в колонне. Все действия по движению и изменению положения сообщалось по рации и координировалось головной машиной №01 Вадима Навроцкого. Инспектор ГИБДД еще раз провёл инструктаж, и мы двинулись дальше в их сопровождении. Больше нам никто не мешал, колонна не разрывалась, проблемные места проходили под прикрытием авто ГИБДД, это сказка а не движение! Перед въездом в Мурманск вывесили флаги автопробега, флота, государств и организаций, я естественно, флаг Республики Беларусь. В Мурманск въезжали при полном параде, встречные авто приветствовали сигналами. Город знал о нашем приезде.

Торжественная встреча на въезде в город с хлебом солью, приветственные речи представителей администрации, общественных организаций и флота.

После нам был предложен горячий чай с бутербродами и расселение в гостиницу.

29 июля началось  поздравлениями с Днем ВМФ.

К гостинице, где разместились участники автопробега, приехали автобусы, любезно предоставленные Мурманской областной администрацией.

С праздничным настроением поехали в главную базу Краснознаменного Северного флота - город Североморск. Хотя погода была совсем не радостной. Северной. Моросил холодный мелкий дождик. Температура +8. Командованием КСФ участники автопробега были приглашены на трибуну для просмотра парада кораблей и водноспортивного шоу.

По окончании праздничных мероприятий участники автопробега встретились с родственниками и членами семей погибшего экипажа АПРК «Курск». Все были приглашены в администрацию города для встречи с Главнокомандующим ВМФ РФ, командующим КСФ, руководством Мурманской областной думы и Североморска.

Перед собравшимися выступил командующий КСФ вице-адмирал Королёв В.И., глава ЗАТО Североморск Абрамов А.П., заместитель председателя Мурманской областной думы адмирал Попов В.А.  и главнокомандующий ВМФ РФ вице-адмирал Чирков В.В. Выступившие высоко оценили проводимую акцию - международный автопробег.

По завершении встречи фото на память  и неофициальное общение.

Экскурсия на БПК «Адмирал Левченко».

День флота стремительно подходил к завершению. Участники автопробега и родственники членов экипажа АПЛ «Курск» собрались в уютном североморском ресторане для совместного праздничного обеда в честь Дня Военно-морского флота. Праздничные тосты и обмен подарками. Все были в приподнятом настроении. Во время обеда Вадим Навроцкий вручал значки «За дальний автопробег» и вымпелы всем автопробеговцам, давая удачные и веселые характеристики каждому экипажу.

Суховенко Л.М., кроме предусмотренных атрибутов, был «награжден» орденом «Лучшему дедушке», Малашевич С.И. - орденом «Лучшая бабушка». Отмечен Андрей Мирам на своём «лихом коне» - Москвиче 412 (автомобилю 36 лет), он успешно совершил три автопробега. Синько Николай Яковлевич и его внук Валерий, участвующие второй раз в пробеге на Север. Экипаж капитана 1 ранга Еркина А.Ю. в составе пяти человек - мамы и внуков.Экипажи «выручалочки» Задворьева В.В., Орлова А.Ю., Щиголя Н.Н., поддержка которых ощущается в трудную минуту.Экипаж Юрия Кирсанова обладает энциклопедическими знаниями и готовый дать советы в любой отрасли и направлении науки. Не забыли «крейсер Киров» с его энергичным пилотом Игорем Озмителем и надежным штурманом Леной. Говорили добрые слова в отношении всех экипажей.

День подходил к своему завершению. С Софией Дудко (мамой старшего помощника командира АПЛ «Курск») обсудили возможность участия в последующих автопробегах родственников экипажа «Курск», проведении совместных мероприятий. Как бы ни было приятно совместное времяпровождение, но день имеет временные границы. По машинам и на Мурманск. Утром подготовка к выходу в море.

Выход в море всегда волнительный. Для посещения места гибели атомной подводной лодки «Курск» командование Краснознаменного Северного флота предоставило океанский буксир «Николай Чикер». На корме корабля, настоятель храма Андрея Первозванного протоиерей Александр, в присутствии родственников членов экипажа АПЛ «Курск», участников автопробега, представителей командования КСФ и СМИ отслужил панихиду.

Пройдя более 100 миль к точке с координатами 69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 40 минут восточной долготы, в девять часов вечера «Николай Чикер» лег в дрейф.

На юте, собрались участники похода. Вынесли венки, Крест. Настоятель храма Николая Чудотворца (пос. Видяево) протоиерей Сергий, во время предания земли с Киево-Печерской Лавры и привезенной родственниками с родных мест, начал молитву. На воду были возложены венки, которые поплыли, словно корабли, по воде.

Вадим Навроцкий и Василий Пойденко опустили Крест на воду,  который медленно погружался в морскую пучину.

 

Души усопших подводников, с горстью родной земли, получили упокоение. Опустив на воду Крест, место гибели АПЛ «Курск» обрело святость.

После минуты молчания, капитан дал команду на включения корабельной сирены, и буксир совершил обход вокруг качающихся на волнах венков. К тому времени крест погрузился, Буксир взял курс на Североморск более часа никто не покидал верхних палуб.

После, в кают-компании, состоялось собрание родственников погибшего экипажа, автопробега и экипажа корабля с вручением памятных атрибутов. Родственники подводников благодарили автопробег за организацию этого похода. А мать матроса Каткова, тело которого осталось лежать на дне, сказала, что и на могилке её сына будет стоять крестик.

Разошлись по каютам. После сна и завтрака показались берега Североморска. Океанский буксир «Николай Чикер», после выхода в точку гибели АПРК «Курск», возвращался в главную базу КСФ город Североморск. На встречу шли корабли, принимавшие участие в параде Дня ВМФ. Встретили индийский авианосец, бывший «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

В месте временного проживания всех ждала приятная неожиданность. За свой 49-й год рождения накрыл праздничный стол участник четырех автопробегов Николай Щиголь. Уха с треской и грибная юшка были непревзойденными.

Полярный день. Течение времени не замечается. Выезд в Видяево - место бывшего постоянного базирования АПРК «Курск». Дорога между сопок. Через полтора часа на месте.

Возле мемориала подводникам, погибшим в мирное время, гостей ждали командование 7 ДиПЛ, глава ЗАТО Видяево Дубовик С.М., жители гарнизона и строй подводников.

Траурный митинг в память погибших. Возложение венков и цветов.  Салютные залпы автоматов.

Протоиерей Сергий пригласил посетить Храм Николая Чудотворца. Рассказал об истории Храма, который строился в годовщину гибели атомохода. Он обратил внимание на четыре иконы: Спасителя, Матери Божьей, Николая Чудотворца и Равноапостольного князя Владимира. С благословения Архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона на этих иконах по периметру киота размещены фотографии всех членов экипажа АПЛ «Курск». Так же обратил наше внимание на ломпаду сделанную из плафона аварийного освещения атомохода.

Глава ЗАТО Видяево пригласил родственников членов экипажа ПЛАРК «Курск», участников автопробега, командование 7 дивизии АПЛ, представителей штаба КСФ и Мурманской областной администрации на обед и вечер памяти.

По завершении мероприятий, часть экипажей автопробега поехали в «Долину Славы», мемориал, павшим защитникам Заполярья, в годы Великой Отечественной войны. В нашей машине, всё время бала сосёнка, которую я вёз из родной деревни для того, что бы посадить её в этом славном, героическом месте.

Еще три экипажа, №01 №10 и наш, поехали в городок Заозёрск.

Все едущие в ЗАТО Заозёрск связаны воспоминаниями о службе на Северном флоте. Моя тоже начиналась здесь, в далёком 1986 году. Я не был в этих местах 23 года. С нами ехал экипаж №10 Синько, дед с внуком. Дед - капитан 1 ранга в отставке, служивший на АПЛ и проживший в Заозёрске 17 лет, внуку только исполнилось 16 лет.

Пересекли мост через реку Западная Лица и озадачили дежурных на пятом КП своим поздним появлением и разномастными номерами авто не российских государств.

За нами ехала, полностью тонированная, «жигули» с помощником коменданта. В Городке были в 00.30 уже 1го августа. На центральной площади нас ждала машина ППС. ППСники молодые и вполне разговорчивые, им наше появление внесло небольшое познавательное разнообразие в их службу и явно понравилось.

Постояли под дождём на площади перед закрытым ДОФом, посетили памятник АПЛ «Комсомолец».

Проехались по улицам, вспоминая (в режиме общения по рации) где кто жил и служил. Пустынные улицы ужасают видом. Окна пятиэтажек, в основном, забиты досками.

Покраска и штукатурка осыпаются. Мёртвый город. Жуть. А раньше, было счастьем попасть сюда, в редкие, увольнительные.

Потом в сопровождении «шестёрки» поехали в Нерпичью. На въезде в базу ещё одно КП (раньше его не было). Всё стоп. Дальше, приказ, нас не пускать. Но и с этого места база как на ладони. И перед глазами то, что осталось от 18ой дивизии атомных подводных лодок.

Мелкий дождь и отлив, обнаживший грязную осушку, ещё больше тяготили сердце. ЛОДОК НЕТ. Сиротливые пирсы. Плавдок, с упавшим краном, одиноко стоит посреди губы. Освещения нет. В штабе дивизии разбитые окна. В голове отчаянный вопрос: - «Так ради чего мы служили?»  На душе было грустно.

Почему то вспомнился «дембельский аккорд» годков бербазы, увольняющихся со службы в 1989 году - строительство гауптвахты (в Нерпичьей её не было и провинившихся возили к морпехам в «Спутник»). Я спросил у помкоменданта: - А достроили гауптвахту?

- Достроили. Но потом опять разобрали на кирпичи.

До Мурманска  ехали молча. В гостинице были в третьем часу ночи.

Утром обратный путь, нас ждали те же машины ГИБДД. Выстроившись в колонну, двинули в храм Спас на Водах Мурманска и к расположенному рядом мемориалу рубка АПЛ «Курск».

Торжественная часть с возложением цветов и общим фото, потом служба в храме с передачей иконы.

Икону передал Рубановский Ю. экипаж №06

Всё. Обратный путь.

К вечеру колонна автопробега была в городе Сегежа, Карелия.

Там в гостинице, нас ждал накрытый стол, (спасибо капитану экипажа №37 В. Задворьеву, живущему в этом городе). Сново трогательные тосты и гордость о сделанном деле.

С утра 2го августа мы возложили живые цветы памятнику воинам освободителям и поучаствовали в молебне с передачей иконы (икону передали Балдины экипаж №52 (г.Саратов)) во вновь строящемся храме.

После службы в церкви всем составом посетили местную столовую. В столовой был небольшой переполох, такое количество голодных посетителей одновременно у них не было. Пообедав, двинули дальше. Местный 37 экипаж предложил по пути заехать на знаменитый в Карелии водопад «Кивач». С энтузиазмом приняв такое предложение, завернули посмотреть. Красота!

Дело шло к вечеру, до Питера было далеко. Потому опять же по предложению экипажа №37 решили сделать «зелёную» остановку на берегу реки Шуя. Вечер, очень удался, было даже ночное купание в реке и костёр с хороводом.

Утром кофе-чай и гречневая каша на костре, а тот, кто не совсем проснулся, продолжил водные процедуры в реке.

К 10 часам 3го августа собрав палатки, мусор и затушив костёр, выдвинулись на Питер. В Питере были к вечеру, ощутив на себе «прелесть» местных пробок, остановились в гостинице «Свет маяка» в Стрельне.

Вот и всё. На этом «Четвёртый, Международный автопробег ветеранов ВМФ СССР», для Белорусского экипажа – закончен. Просто-напросто у нас кончились деньги. А Санкт-Петербург – город дорогой. Без нас уже было посещение Морского собора, Серафимовского кладбища и прощальный банкет.

Переночевав у знакомых, утречком. Путь домой.