Вице-адмирал из Буда-Кошелёво: Валентин Петрович Дрозд

За 15 лет офицерской службы наш земляк поучаствовал в трех войнах, вырос от командира боевой части корабля до командующего флотом, закончил службу в звании вице-адмирала. Родился, воспитывался и мужал Валентин Петрович Дрозд не в местности, расположенной где-то вблизи моря или океана, а на маленькой железнодорожной станции Буда-Кошелёвская (ныне Гомельской обл.). Но когда в 1925 году ему исполнилось 19 лет, он подал заявление в одно из старейших военно-морских учебных заведений России – ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе (имя присвоено в 1926 году). История училища начинается со Школы математических и навигационных наук, созданной в 1701 году Петром I). В разные периоды в ее аудиториях обучались прославленные флотоводцы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин. Н.С.Нахимов, первые российские кругосветные мореплаватели и первопроходцы-открыватели новых путей в океанских просторах, островов, проливов И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, Г.И.Невельской, выдающиеся ученые и кораблестроители Л.Н.Крылов, А.А.Попов и другие. Учиться в училище всегда было престижно, но и попасть, в него считалось невероятно трудно. Мало того, что требовались твердые звания по общеобразовательным дисциплинам, но также отменное здоровье, соответствующее специфике морской службы. Валентин не испугался, решил испытать судьбу в достижении своей мечты, сдал все положенные экзамены и прошел по конкурсу. Три года учебы, включая летною практику по судовождению, освоению морской техники и оснащению портовых баз стоянки, береговых укреплений, закончились успешно. После окончания училища Валентин 5 лет служил на Балтийском флоте, осваивая командные должности. Больше других ему пришлись по душе эсминцы, с которыми у него впоследствии оказалась связанной большая часть флотской жизни. Эсминец (эскадренный миноносец) по объему решаемых задач и боевым возможностям является наиболее универсальным боевым кораблем. Он предназначается для уничтожения подводных лодок и надводных судов, для обеспечения высадки морских десантов, для огневой поддержки войск на побережье и для других целей. Вооружен: 2-4 орудиями до 130 мм, торпедными аппаратами, минами, противолодочными глубинными бомбами и другими комплексами. Может развивать скорость до 38-40 узлов (70-74 км/час). В 27 лет Дрозду доверили самостоятельный участок службы: он становится командиром эсминца. Было оказано большое доверие, но и ответственность немалая. Круг обязанностей любого строевого командира очень широк, а особенно на море при автономном плавании. Он обязан, кроме профессиональных, иметь, и специальные знания, должен заботиться об организации поддержания постоянной боевой готовности и дисциплины, о воспитании и обучении подчиненных ему начальников, специалистов механиков, артиллеристов, минеров, связистов, зенитчиков и т.д. Дела у Валентна Петровича шли довольно хорошо, экипаж эсминца значился в передовых, и в марте 1935 года Дрозда выдвинули на повышение, назначив старшим помощником командира линкора. Линейный корабль назывался «Марат», его знал весь Советский Союз, и народ гордился им. Он обладал мощной артиллерией и могучей броней, предназначался для уничтожения надводных кораблей любых типов в морском бою и для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. Линкоры в Великой Отечественной войне имели вооружение: от 28 до 32 орудий калибра 100- 152мм, 280-460 мм, до 140 зенитных орудий. Толщина брони достигала 483 мм, а скорость до 33 узлов (61 км/час). Экипаж составлял около 2000 человек. В 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж против законного республиканского правительства. Под видом помощи испанским фашистам Германия и Италия ввели свои войска в Испанию. В.П.Дрозд изъявил желание добровольно отправиться помогать испанским патриотам и в ноябре 1936 года прибыл на военно-морскую базу в Картахену. Советский доброволец был определен советником на флотилию эсминцев, которой командовал молодой офицер, совсем недавно выдвинутый на столь ответственный пост, — андалузец Висенте Рамирес. Только в посольстве СССР да близкие товарищи Валентина Петровича Дрозда знали его настоящую фамилию, а для остальных он был Доном Рамоном. По отзывам республиканцев, Дон Рамон характеризовался всесторонне положительно, считался умным, знающим свое дело специалистом, способным на мужественные и решительные поступки. Подобная аттестация добывалась в экстремальных условиях боевых действий. Что касается юного командующего флотилией Рамиреса, то он дорожил Рамоном, считал его своим лучшим другом. Они почти никогда не расставались, были вместе в походе и бою, на отдыхе и при подготовке операции. Экипажи эсминцев сражались без устали, нанося ощутимые удары по судам, береговым базам и позициям мятежников. На флагманском эсминце «Антекера» Дон Рамон не раз участвовал в бою с вражескими кораблями. Случалось, встречался лицом клипу и с немецкими крейсерами, уклонявшимися от сближения, но ведшими активную разведку в интересах франкистов. Дрозд, как и остальные советские добровольцы, делал все возможное для победы, а иногда казалось, что и выше предела человеческих сил. Однако «советико» (советские специалисты) было немного, и не они решали исход войны. Героическая борьба испанского народа продолжалась до 1939 г. и закончилась поражением республиканцев. В 1937 г. некоторых военных советников отозвали в Москву, Дон Рамон вновь получил документы на свое собственное имя. В.П.Дрозда назначили командиром бригады (тактическое соединение кораблей одного класса) эсминцев Балтийского флота. Боевой опыт, полученный в жарких схватках с фашистами, он использовал в боевой подготовке балтийцев. Комбриг не считался со временем и учил подчиненных тому, с чем может встретиться моряк в будущей войне. А она оказалась не такой уж далекой. Прошло всего около года, и в мае 1938 г. Дрозду доверили возглавить Северный флот. Это уже было оперативно-стратегическое объединение Военно-Морских Сил СССР, хотя тогда Северный флот был меньшим по составу, чем Тихоокеанский или Балтийский. Если учесть, что Северный флот начал свою летопись с июня 1933 года, то не трудно представить всю сложность руководства им новому командующему. Нелегко было поддерживать постоянную готовность флота к немедленному выходу для выполнения боевых задач в условиях Крайнего Севера и Заполярья. Многие объекты еще строились, кое-что только проектировалось, а особо суровый климат увеличивал затруднения в решении любого вопроса. Командующему приходилось для скорейшего выполнения плана ввода в эксплуатацию нужных сооружений нет-нет да и выезжать в Москву к самому высокому начальству с просьбами о помощи. Помогали, по и спрашивали строго. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Северный флот успешно оборонял морское побережье, высаживая десанты, разведывательные группы и т.д. Он выполнил все, что на него возлагалось. Молод был контр-адмирал Дрозд (ему исполнилось 36 лет), но служба на износ сказалась и на его богатырском здоровье. Он попросил дать ему должность с меньшим объемом работы, хотя бы временно. К просьбе Валентина Петровича прислушались, и в сентябре 1940 г. он стал начальником Черноморского высшего военно-морского училища. Всего полгода длилась его относительно спокойная служба на южном теплом побережье. Грозный и беспощадный смерч войны приближался к границам СССР. Верховному командованию становилось все яснее, что назрела необходимость более интенсивно укреплять боевые части. В феврале 1941 г. В.П.Дрозда перевели на Балтику командиром отряда легких сил флота — формирование, созданное из кораблей различных классов для выполнения боевых задач. Отряд базировался в Либаве, а накануне начала Великой Отечественной войны передислоцировался в Рижский залив с целью рассредоточения сил флота. Если нападение фашистской Германии для сухопутных войск Красной Армии оказалось внезапным, и потери, в частности в самолетах, были довольно большие, то Военно-Морской Флот СССР от первоначального удара немцев не потерял ни одного корабля. Ни одного! Так готовились моряки к отражению агрессии. Отряд В.П.Дрозда в течение двух месяцев вел непрерывные бои с захватчиками на море. Под натиском превосходящего по численности врага он обеспечивал переход боевых кораблей и транспортов от Либавы до Кронштадта, поддерживал огнем стрелковые дивизии на побережье. В сентябре В.П.Дрозд принял под командование эскадру Балтийского флота — оперативно-тактическое объединение, в которое входили соединения надводных и подводных кораблей и суда обеспечения. После того как пал Таллин и Моонзундские острова были оккупированы гитлеровцами, военно-морская база Балтийского флота, расположенная на полуострове Ханко, на юго-западе Финляндии, оказалась в глубоком тылу. Пять месяцев 27-тысячный гарнизон с 95 орудиями, 20 самолетами, 23 легкими судами (катерами-охотниками, патрульными катерами и др.), несмотря на нехватку многих видов материально-технического обеспечения, бился насмерть. Гарнизон ежедневно отражал атаки немцев и финнов то с моря, то с суши, то с воздуха, а бывало, одновременно с трех направлений сразу. Они топили вражеский десант, сбивали самолеты, отвлекали этим несколько дивизий противника от Ленинграда. Но с каждым днем становилось все труднее и труднее: росли потери, истощались запасы. Ставка решила: военно-морскую базу Ханко, окруженную вра¬гами со всех сторон, эвакуировать. Операция, прямо скажем, не из простых: до Кронштадта 220 миль, Финский залив буквально засыпан минами, господство гитлеровской авиации в воздухе и ко всему этому наступали холода, уже остро ощущалось приближение зимы. Выполнение этого наисложнейшего задания было поручено командующему эскадрой В.П.Дрозду. Ко 2 декабря корабли последнего рейса достигли портов назначения, а оборонительные сооружения на Ханке были взорваны. Это была заключительная крупная операция 1941 года на Балтийском морском театре военных действий. При переходе морем на кораблях в период эвакуации в Кронштадт и Ленинград погибло около 4000 человек. 23000 солдат, матросов и офицеров, прибывших с Ханко, приняли участие в обороне Ленинграда. В конце 1941 г. Валентину Петровичу Дрозду присвоили звание вице-адмирала. Погиб В.П.Дрозд трагически. Зимой 1943 года он возвращался на машине по ледовой трассе из Кронштадта в Ленинград ночью. Трасса постоянно подвергалась бомбежке и обстрелу артиллерией крупного калибра, после чего образовывались огромные полыньи. В одну из таких полыней-ловушек и попала машина адмирала. Валентин Петрович Дрозд награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны сражался эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд» (до переименования «Стойкий»). В мирные годы в составе Военно-Морского Флота Страны Советов служил большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд».

Юрий Иванов

Источник: http://grodno-best.info/nasledie/lyudi/vitse-admiral-iz-buda-koshelyovo-valentin-petrovich-drozd.html