- Главная
- Новости
- Флотоводцы-земляки
- Книга ПАМЯТИ
- Кают – компания
- Путешествие во времени
- Форум
- "Березина" - ККС
- "Бобруйск" - речной монитор
- "Брест" - МПК
- "Брест" - ПСКР
- "Брестский комсомолец" - ГБРК Р-6
- "Буг" - ПСКР
- "Буг" - плавбаза
- "Витебск" - речной монитор
- "Гродно" - АПЛ Б-138
- "МИНСК" - БДК
- "МИНСК" -ТАКР
- "Минск" - ЛЭМ
- "Минск" - ПСКР
- "Минский комсомолец" - АПРК К-206
- "Неман" - ПСКР
- 2004.04.03 Российский флот вооружился белорусским трактором
- 2005.03.18 Создавший образ Александра Маринеско
- 2005.11.01 Десять лет «автономки»
- 2013.07.21 Крепить сотрудничество между братскими народами
- 2016.07.05 Как днепровские моряки Берлин брали
- 2016.12.17 На просторах Мирового океана: белорусские города в названиях морских судов
- 2017.01.17 ПОСЛЕДНИЙ МАТРОС С “АВРОРЫ”
- 2017.02.10 ЗАЧИСЛЕН НА КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»
- 2018.09.25 Морской спецназ Первой мировой: сделано в Белоруссии
- Боцманская дудка
- Выйдут ли США из НАТО?
- Высказывания контр-адмирала, командира дивизии атомных подводных лодок Северного флота.
- Газета "Красный Днепровец" 1944 года
- Днепровская флотилия от Волги до Шпрее
- Знак "За дальний поход"
- Крейсер "АВРОРА"
- МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК ( гюйс )
- МОРСКАЯ ДУША
- Моряки-белорусы в русско-японской войне
- ПЕРВЫЙ В МИРЕ
- ПОДВОДНИКИ - БЕЛОРУСЫ ПЕРЕПИСЫВАЮТСЯ С ЗЕМЛЯКАМИ
- Порядок отбития склянок на корабле
- Праздники ВМФ
- БОЦМАН
- БЧ1_БСВМ Брестской обл.
- БЧ2_БСВМ Витебской обл.
- БЧ3_БСВМ Гомельской обл.
- БЧ4_БСВМ Гродненской обл.
- БЧ5_БСВМ Минской обл.
- БЧ6_БСВМ Могилёвской обл.
- БЧ7_ БСВМ г.Минска
- ДМБовский альбом.
- Морская АВИАЦИЯ
- Морская ПЕХОТА
- Наши таланты
- ПОИСК сослуживца
- РУНДУК
- 2015.04.10 Гродно — город моряков
- 2015.05.09 В минской гимназии № 7 открылась комната боевой славы
- 2015.05.10 Подарок "Детям Войны"
- 2015.05.12 Адмирал из Миор
- 2015.05.16 МОРСКОЕ БРАТСТВО — НЕРУШИМО!
- 2015.05.20 Военные моряки на Солигорщине почтили память земляка.
- 2015.05.22 БАЛТИЙСКАЯ ПРОПИСКА БЕЛОРУССКОГО ПОЛКА
- 2015.05.23 Моряки повязали галстуки пионерам.
- 2015.05.24 В храме Александра Невского города Минска почтили память погибших в годы Великой Отечественной войны.
- 2015.05.29 52-й конгресс подводников в Англии
- 2015.06.11 Морская пехота на «Линии Сталина»: «Где мы, там – победа»
- 2015.06.20. МИТИНГ ПАМЯТИ ПИНСКОЙ ФЛОТИЛИИ В ОЛЬШАНАХ
- 2015.06.26 Сморгонские школьники знают БСВМ
- 2015.06.26. Сестра нашла могилу погибшего брата спустя 74 года
- 2015.07.03 В Могилеве прошел открытый турнир по военно-прикладному многоборью памяти капитана м/п А.Я. Юневича
- 2015.07.03 НАШИ ГОСТИ - ВЕТЕРАНЫ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
- 2015.07.10 История Шестнадцатая. Юнга, который стал капитаном
- 2015.07.10 МОРСКОЙ ДЕСАНТ ВЫСАДИЛСЯ НА БЕРЕГ ДНЕПРА
- 2015.07.15 Северодвинские ветераны и военные моряки отпраздновали в Минске 71 годовщину освобождения Белоруссии от немецкой оккупации.
- 2015.07.27 Профессиональный праздник отмечают военные моряки
- 2015.07.27 Солигорские моряки отметили свой профессиональный праздник
- 2015.08.20. Насустрач морам-акіянам
- 2015.08.27 МОРСКОЕ БРАТСТВО: ЗАРЯД — ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ
- 2015.09.10 ОБОЛЬСКАЯ «ФЛОТИЛИЯ» АНАТОЛИЯ БЫЧКОВА
- 2015.09.18 Визит делегации Белорусского союза военных моряков в Национальную библиотеку Беларуси
- 2015.09.18 Подлодка «Курск»: подъем в небесные просторы
- 2015.09.28 В память о белорусах-подводниках, в Храме, заложена капсула с фрагментом подлодки «Курск»
- 2015.10.08 Нагрудные знаки «За развитие ветеранского движения» вручены активистам БСВМ
- 2015.10.12 8 октября - День Командира корабля
- 2015.11.14 В МИНСКЕ ОТМЕТИЛИ 310-Ю ГОДОВЩИНУ СОЗДАНИЯ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ
- 2015.11.18 И встретились в Минске друзья-побратимы.К 310‑й годовщине создания морской пехоты
- 2015.11.18 Минск У моря пехота 310 годовщина создания морской пехоты
- 2015.11.27 Вечер памяти Василия Рудого
- 2015.11.27 ПРАЗДНИК МОРСКИХ ПЕХОТИНЦЕВ
- 2016 05 24 5-летие образования Гродненского союза военных моряков
- 2016.01.28 Будущий контр-адмирал жил в Хотиничах Витебского района
- 2016.01.29. В Витебске почтили память Анатолия Испенкова, капитана третьего ранга АПЛ К-278 «Комсомолец»
- 2016.02.07 Подвиг земляка-подводника
- 2016.02.13 Мичман Иван Кулаков с подлодки «К-19» ушел в свой последний поход.
- 2016.03.05 Я всегда буду рядом
- 2016.03.18 Морское братство. В Беларуси отмечается День моряка-подводника
- 2016.03.19 110 лет подводному флоту. В Минске вспоминают моряков-белорусов, погибших при исполнении долга
- 2016.03.21 «Морская душа всегда молодая…»
- 2016.03.22 БЕЛАРУСЬ – РОДИНА МОРСКИХ ГЕРОЕВ
- 2016.03.22 ПРАЗДНОВАНИЕ В МУЗЕЕ ЮБИЛЕЯ ПОДВОДНОГО ФЛОТА
- 2016.04.03 Калининградскую область посетили военные моряки Беларуси
- 2016.04.09 Сдружило море навсегда
- 2016.04.15 90 лет в дальнем плавании
- 2016.04.18.Делегация Союза военных моряков республики Беларусь посетила Балтийский флот
- 2016.04.22 МЫ ИДЁМ ОТ ПРИЧАЛА В ГЛУБИНУ, В ГЛУБИНУ…
- 2016.05.04 ПРАЗДНИЧНЫЙ ПРИЕМ В ОКТЯБРЯТА И ПИОНЕРЫ «БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ – БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ»
- 2016.05.04 УРОКИ МУЖЕСТВА И ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ
- 2016.05.06 ЛУЧШИХ УЧАЩИХСЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ТОРЖЕСТВЕННО ПРИНЯЛИ В ПИОНЕРЫ
- 2016.05.11 Военные моряки открыли мемориальную скамейку на Комсомольском озере.
- 2016.05.11 Турнир по рукопашному бою, посвященный памяти капитана Юневича
- 2016.05.12 Музей Краснознамённой, ордена Ушакова 1-й степени Днепровской флотилии и 1-го Учебного отряда Военно-Морского флота СССР
- 2016.05.12 НА БЕРЕГУ РЕКИ ПИНЫ
- 2016.05.21 В Быхове отметили День Военно-морского флота
- 2016.05.21 Постижение глубин
- 2016.05.24 Военный атташе России вручил документы о посмертном награждении подводников из Беларуси их родственникам.
- 2016.05.26 В Быхове открыли мемориальную доску в честь вице–адмирала Сергея Русакова
- 2016.05.26 Встреча в спецшколе закрытого типа учащихся с председателем совета военных моряков Могилёвской области
- 2016.05.26 И ТОГДА НАШ ЭКИПАЖ – СЕМЬЯ…
- 2016.05.26 И дольше века длится жизнь
- 2016.05.26 ПАМЯТЬ О СЛАВНОМ СЫНЕ МОГИЛЁВЩИНЫ
- 2016.06.15 Белорусские ветераны флота в ЦВММ
- 2016.07.14 «Во имя Родины! Во славу армии!».
- 2016.07.14 Военные моряки и морские пехотинцы собрались на площади победы в Витебске в День военно-морского флота
- 2016.07.20 Дельфинер
- 2016.07.27 Только смелым покоряются моря!
- 2016.07.28 В честь подвига и славы моряков
- 2016.07.29 Морской волк из Петрикова, или Где прячутся речные танки.
- 2016.07.29 “Чечерск”... в Балтийском море.
- 2016.07.30 На флоте разное бывало
- 2016.07.31 День ВМФ_2016 отпраздновали в Минске
- 2016.07.31 День Военно-Морского флота празднуют в Беларуси.
- 2016.07.31. В Пинске массово отпраздновали день ВМФ
- 2016.08.01 Морское братство нерушимо
- 2016.08.01 ФОТОРЕПОРТАЖ: День ВМФ в Минске.
- 2016.08.01. День ВМФ и 65-летие создания в Пинске первого учебного отряда ВМФ СССР отметили в столице Полесья
- 2016.08.02 Семь футов под килем!
- 2016.08.03 Два капитана: о трудностях морской службы
- 2016.08.07 В Борисове священник освятил венок Военно-морского флота перед спуском на воду
- 2016.08.07 День военно-морского флота отметили в Бобруйске
- 2016.08.08 Быхов посетил контр-адмирал Юрий Ореховский.
- 2016.08.10 В МУЗЕЕ ВОЕННЫЕ МОРЯКИ ОТМЕЧАЮТ ДЕНЬ ВМФ
- 2016.08.20 Памяти активиста ДОСААФ
- 2016.08.21 КОРАБЛИ ПРИЧАЛИЛИ... В МУЗЕЕ
- 2016.08.21 СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ!
- 2016.08.21 Хождение за 17 морей
- 2016.08.24 Вице-адмирал из Буда-Кошелёво: Валентин Петрович Дрозд
- 2016.08.24 Гродненский контр-адмирал Сергей Степанович Ворков
- 2016.08.24 Гродно – родина русской морской пехоты
- 2016.08.24 Проклятие К-19, или Нареченная Хиросимой
- 2016.08.27 Железнодорожник и моряк
- 2016.09.07 Центр-музей «Военные моряки Лидчины» отпраздновал свой первый день рождения
- 2016.10.04 Имя вице-адмирала Героя Советского Союза Егора Томко присвоили школе в Миорах
- 2016.10.06 «Твердо знали, что защищаем Родину». Житель Лиды рассказал о службе в военно-морском флоте
- 2016.10.26 Под звон корабельной рынды
- 2016.11.01 Мемориал морской славы открыли в Быхове
- 2016.11.03 Комендор с «Авроры»
- 2016.11.04. _Морской благотворительный концерт в г.Ивацевичи
- 2016.11.21 Орден Мужества и обломок подлодки «Курск» передали в музей
- 2016.12.07 Награда нашла героя
- 2016.12.25 ЭКСКУРСИЯ В ПИНСК
- 2017.01.21 Гибель К-8: бывший подводник из Речицы дал интервью французскому журналу и “Гомельскай праўдзе”
- 2017.01.25 Международный турнир по вольной борьбе памяти героя-подводника Анатолия Испенкова собрал в Витебске более 200 юных атлетов
- 2017.01.26 Они боролись до последнего
- 2017.02.03 ПАМЯТЬ.ТРАДИЦИИ.ВРЕМЯ…
- 2017.02.24 К юбилею Евгения Силина – ветерана, закалённого войной и флотом
- 2017.03.16 Леонид Бысик. Поход через четыре океана
- 2017.03.21 В Белоруссии есть хранители флотских традиций
- 2017.04.06 Семья Федосенко из Городка отметит благодатную свадьбу — 70 летие совместной жизни
- 2017.07.24. В Ивацевичах открыли памятник, уроженцам Беларуси, которые служили во флоте.
- 2017.07.30 В Жлобине освятили памятный знак морякам
- 2017.07.30 НАШЕГО ПОЛКА ПРИБЫЛО
- 2017.07.31. 30 июля на площади Победы ветераны флота и морской пехоты отметили День ВМФ
- 2017.08.02. День военно-морского флота_2017 отметили в Пинске
- 2017.08.17. Выхаваць патрыётаў
- 2017.09.29. В Пинске извлекли капсулу времени заложенную в 1970 году
- 2017.10.21. Комсомольцы-моряки 1970 года завещали потомкам-пинчанам хранить и продолжать их достойные дела
- 2017.11.13 ПАМЯТИ БЫЧКОВА АНАТОЛИЯ ЛЕОНИДОВИЧА
- 2017.12.17 Матрос с миноносца «Самсон»
- 2018.01.29. XXVI Международный турнир по вольной борьбе памяти Анатолия Испенкова завершился в Витебске
- 2018.03.03 Дети капитана Хвастовского
- 2018.03.20 Сваё жыццё звязаў з морам
- 2018.04.28 Мемориальная табличка с именем героя Великой Отечественной войны Георгия Михалькова появилась на одном из Добрушских домов
- 2018.05.10 Погруженный в жизнь
- 2018.05.11 Держаться вместе
- 2018.05.15. От мечты к цели: история «Полесского гардемарина»
- 2018.05.27. Брестчане с Гвардейского броненосца.
- 2018.06.04 Участник спасения атомной подводной лодки К-19 живет в Мозыре
- 2018.07.03 В море влюбленный
- 2018.07.27 Моряк-подводник из Ланской (Малоритский район)
- 2018.08.12 Ходили мы походами в далекие моря...
- 2018.08.29 Персонально ответственный за мощь коллективизма
- 2018.10.17 Днепровская военная флотилия в годы Гражданской войны в Гомеле (1919-1921 гг.)
- 2018.10.23. Иркутско–Пинская, легендарная
- 2018.11.15 «Атомный матрос» Федор Кутько
- 2018.12.11 Последнее воскресенье июля моряки отмечают День военно-морского флота
- 2019.04.07 От Рубежа до Северного полюса и обратно
- Контакты
Участник спасения атомной подводной лодки К-19 живет в Мозыре
23 июля 2013
Самое большое увлечение у мозырянина Сергея Петровича Лиса — пчелы. Пчеловодство ассоциируется с самым мирным занятием, а ведь владельцу пасеки когда-то пришлось участвовать в событиях, которые, по большому счету, могли радикально изменить современный мир. Он согласился рассказать, «как это было», как раз накануне очередной даты упомянутого события.
Любовь Лобан, «Гомельская правда»
Сергей Петрович Лис
4 июля 1961-го произошла авария на первой советской атомной подводной лодке К-19. Это случилось в 100 милях от американской военно-морской базы, расположенной на норвежском острове Ян-Майен. Само появление субмарины, несущей три баллистические ракеты Р-13, оснащенные 1,4-мегатонными боеголовками, стало ответом СССР на выход в Мировой океан американской атомной подлодки «Наутилус». Авария в реакторе К-19 превратила ее в бомбу с часовым механизмом.
Все, что связано с трагедией, до сих пор не безразлично моему собеседнику. Дома он извлекает из шкафа кучу газетных вырезок, альбом с фотоснимками своей флотской службы и самую дорогую реликвию — сигнальный флажок. Сергей Лис не служил на К-19, но принимал участие в спасении печально известной субмарины после аварии и вспоминает об этом в мельчайших подробностях. А по ходу воспоминаний критикует популярный американский блокбастер К-19 с Харрисоном Фордом в главной роли. Авторы К-19 рассказали о реальном подвиге, благодаря которому в Северной Атлантике был предотвращен ядерный взрыв. Он мог привести к серьезнейшему международному конфликту и экологической катастрофе: авария произошла в разгар холодной войны, в зоне океанического течения Гольфстрим.
Сергей Петрович смотрел фильм дважды и со многим не согласен: «Советские моряки никогда бы не спустили штаны, чтобы показать американским летчикам голый зад. Мы больше суток охраняли К-19, и вокруг не было ни одного американского вертолета, ни судна. И еще. На советском флоте не могло быть ситуации, чтобы подчиненные отказывались выполнять приказ командира». Но, несмотря на явные нестыковки, нельзя не признать: фильм «К-19» один из самых реалистичных о советском военном флоте.
Меня же интересовали не только события более чем полувековой давности, но и личное участие в них нашего земляка. Родом Сергей Петрович из деревни Борисковичи, что на Мозырщине. Отец его погиб на войне, и мать одна поднимала четверых хлопцев.
— Призвали меня служить в 1959-ом. Отбор был очень строгий. Из 14 парней из нашего района, которых предварительно определили на подводный флот, в итоге осталось двое, а на подводную лодку попал я один. Прежде на «отлично» окончил обучение в Ленинграде, в учебном отряде подводного плаванья. Получил специальность рулевого-сигнальщика и попросился служить на Северный флот. В поселке Полярный специально прибывшие «покупатели» разобрали нас на разные лодки. Я попал на дизельную подводную лодку С-266, на которой и отслужил все четыре года. На судне было 52 человека экипажа, из них 10 офицеров. Наша плавбаза находилась в островном поселке Гремиха в Мурманской области.
— Как вы оказались в зоне, где терпела бедствие К-19?
— 25 июня начались большие учения «Полярный круг», в которых было задействовано 30 подводных лодок, немало надводных кораблей, авиации. Три лодки с нашей плавбазы больше недели шли под водой в Атлантику. По легенде, наше задание заключалось в том, чтобы охранять караван надводных кораблей, идущих якобы из Франции. К-19 изображала американскую атомную подводную лодку, которую наши советские лодки должны были обнаружить. Во время учений всякие сигналы запрещались, так как за ними могли наблюдать НАТОвские подлодки. И вдруг мы получаем открытую радиограмму с К-19, о том, что она терпит бедствие. Международный SOS нельзя было передавать — все засекречено. Командир нашей С-266 капитан второго ранга Геннадий Нефедов скомандовал: «По местам! Готовимся к всплытию. Атомная подводная лодка терпит бедствие. Идем на спасение». Запустили оба двигателя — так делается в аварийной ситуации.
— И как долго продолжались поиски К-19?
— Теперь сложно ориентироваться во времени. Ведь была сплошная светлая полярная ночь. Но помню, что после того, как получили сигнал бедствия, отдыхал целую ночь, а в пять утра заступил на вахту. Я был командиром отделения рулевых-сигнальщиков. Какое-то внутреннее чутье подсказало, что скоро увидим К-19. Когда подошли по указанным координатам на место бедствия, лодки там не оказалось. Оказывается, когда моряки ненадолго устранили неисправность в аварийном правом реакторе, она взяла курс на возвращение домой. Наши офицеры были в недоумении: что делать, куда направляться? И вдруг я первым заметил характерный силуэт и сообщил: «Справа по курсу 15 градусов вижу лодку над водой». Капитан скомандовал повернуть вправо. Через минуту-другую докладываю, что вижу вторую цель. Это была одна из трех лодок с нашей базы. Мы хотя и находились ближе к К-19, но ее быстрее обнаружили наши С-270 и С-159. На одну из них к тому времени уже переправили получивших сильное облучение восемь моряков, и она ушла. К-19 идти напрямую к базе не могла, это заняло бы несколько суток. За такое время мог погибнуть весь экипаж. Хотя ребята, ликвидировавшие аварию, все равно вскоре умерли. Такой ценой удалось спасти жизни остальным подводникам, находившимся на К-19.
На другой нашей лодке находилась оставшаяся часть экипажа К-19 во главе с ее командиром Николаев Затеевым. Они ждали нас, чтобы не оставить К-19 одну, без экипажа, в открытом море. Примерно через полчаса мы приблизились. Обменялись позывными, после чего получили сообщение: командиру подойти на голосовую связь. Затеев же скомандовал в мегафон: «Близко к К-19 не подходить! От нее исходит сильное радиоактивное излучение». Сам он и еще несколько человек на мостике были в обычной форме, без каких либо защитных костюмов. Отдав нам распоряжения, эта лодка тоже ушла, а мы остались охранять К-19.
— Насколько близко вы все же подошли к ней?
— Примерно на 200 метров, чтобы удерживать в поле зрения. Ближе нельзя было из-за радиации. Мешал туман, пришлось включить локатор. Но туман скоро рассеялся, и лодка снова стала хорошо видна. Габариты у нее были почти вдвое больше, чем у нашей С-266. Только длина более 120 метров. Сложно было сохранять заданную дистанцию. Обе лодки с разной скоростью то приближались, то отдалялись друг от друга. Мы включали двигатели, чтобы разойтись или приблизиться на безопасное расстояние. Хотя почему безопасными считались именно 200 метров? Тогда еще никто из нас не знал, какую дозу радиации можно считать опасной, и какой вообще был уровень ее. Каких-либо измерительных приборов у нас тоже не было.
— И как выглядела К-19 после аварии?
— Зрелище было плачевное. Побитый корпус, болтающиеся обрывки резины вдоль него, покосившаяся рубка, но с поднятым флагом. Мы же получили задание: если противник (имелось в виду американское судно) обнаружит К-19 и проявит намерение буксировать ее, то наша задача — с помощью торпед затопить лодку. А ведь это была субмарина с ядерными боеголовками. Даже представить страшно, что было бы, если бы задание пришлось выполнять. Уже приготовили к пуску две торпеды, каждая в 500 килограммов тротила, хотя с лихвой хватило бы и одной.
В самом начале операции по спасению К-19 московское командование спрашивало у командира нашей лодки: «Почему там находитесь? Вы должны быть на учениях!» По рассказам выживших моряков с К-19, им никаких указаний из Москвы не поступало, пока ребята облучались. Это капитан Затеев принял решение пересадить весь экипаж К-19 на прибывшие дизельные лодки. Позже моряков передали на подошедшие эсминцы.
— Каким образом события развивались дальше?
— Из Норвегии прибыл вспомогательный советский военный буксир, чтобы отбуксировать К-19 на базу. Спасательная команда в противогазах и защитных костюмах на шлюпке приблизилась к ней, чтобы тросами зацепить буксирный крюк. Но покинувшие лодку моряки забыли или не смогли выдвинуть его наружу, нажав специальную кнопку, и крюк остался внутри. Спасатели мучились часа три, прежде чем смогли зацепить тросы за отваленные носовые рули и начали буксировать лодку. Мы же получили приказ вернуться и продолжить учения. Перешли нулевой меридиан и встретились с условным противником.
— За участие в спасении К-19 экипаж вашей лодки как-то был отмечен?
— Что говорить про нас. Большая группа экипажа К-19 была представлена к награждению орденами и медалями, в том числе и к званиям Героя Советского Союза. Многие посмертно. Но предложение было отвергнуто Никитой Хрущевым. Он, как говорят, высказался однозначно: «Мы за аварии не награждаем». Но я получил поощрение. Десять дней отпуска у меня было за отличную подготовку к учениям нашей лодки С-266. Еще десять командир распорядился добавить — за то, что первым заметил К-19. Но прежде пришлось стать кандидатом в члены КПСС. Когда приехал домой в деревню, односельчане удивлялись: чего это Сергей такой бледный. Наверное, больной. А что удивительного, ведь я много месяцев не видел солнца.
— Вы и ваши товарищи довольно долго находились в зоне радиоактивного излучения. После вас как-то обследовали?
— Никаких обследований не было. Но, к счастью, здоровье у меня было хорошее, не зря же взяли служить на подводную лодку. В 2006 году написал письмо в Центральный военно-морской архив. С просьбой подтвердить факт участия в событиях 4 — 5 июля 1961 года и нахождение в зоне действия повышенной радиации — на расстоянии одного кабельтового (185,2 м) от К-19. Пришел ответ за подписью зав. архивохранилищем.
Я читаю ответ, из которого следует, что «По данным вахтенного журнала, в/ч 45770 с 4 по 5 июля 1961 года действительно находилась в зоне терпящей аварию атомной подводной лодки в/ч 15030 на расстоянии от 15 до 30 кабельтовых. Сведений о несении старшим рулевым-сигнальщиком Лисом С. П. вахты на мостике 4, 5 июля, о радиационной зараженности в вахтенном журнале нет».
Сергей Лис закончил службу в звании старшины второй статьи, после чего завербовался на Балтийский судостроительный завод. Освоил специальность сварщика, но вскоре вернулся домой. До выхода на пенсию работал сварщиком в строительных организациях Мозыря.
История катастроф К-19
* Злой рок начал преследовать лодку еще до спуска на воду. Не случайно моряки окрестили ее «Хиросимой». В 1959 году в результате несчастных случаев несколько человек погибло во время строительства лодки.
* В апреле 1961 года лодка чудом избежала столкновения с американской АПЛ «Наутилус», при этом врезалась в дно. Правда, значительных повреждений не было. В ноябре 1969 года во время маневра снова произошло столкновение с подводной лодкой ВМС США «Gato». В одном из походов весной 1972 года К-19 столкнулась с натовской субмариной, и в результате возникшего на борту пожара погибло 28 подводников и 2 спасателя.
* В 1990 году по условиям советско-американского договора ОСВ-1 подлодка была исключена из состава ВМФ СССР и поставлена на отстой, а затем отправлена на утилизацию, несмотря на просьбы о превращении в музей.
Рундук (archive)
- июня 2023 (2)
- мая 2023 (7)
- апреля 2023 (5)
- марта 2023 (9)
- февраля 2023 (6)
- января 2023 (3)
- декабря 2022 (4)
- ноября 2022 (9)
- октября 2022 (10)
- сентября 2022 (27)
- августа 2022 (19)
- июля 2022 (10)
- июня 2022 (6)
- мая 2022 (3)
- апреля 2022 (11)
- марта 2022 (13)
- февраля 2022 (4)
- января 2022 (17)
- декабря 2021 (4)
- ноября 2021 (7)
- октября 2021 (6)
- сентября 2021 (8)
- августа 2021 (28)
- июля 2021 (4)
- июня 2021 (6)
- мая 2021 (5)
- апреля 2021 (9)
- марта 2021 (3)
- февраля 2021 (1)
- ноября 2020 (3)
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- далее ›
- шкентель »