МОРЯКИ БЕЛАРУСИ ВСПОМИНАЮТ…

Время неумолимо и ряды белорусских моряков постепенно редеют. Многие уже ушли, но бег времени останавливаться не думает, и товарищи продолжают нас покидать. К тому же пополнения наших рядов с флота, увы, не ожидается, если вдруг после окончания майданных страстей Беларусь двинется в сторону интеграции с Россией. К сожалению, лишь единицы после себя оставляют воспоминания о службе на флоте. Но белорусские моряки с этим не мириться собираются, поэтому в День памяти «Курска» один из наших товарищей выступил с предложением не дать пропасть нашим флотским переживаниям и воспоминаниям. А почетную обязанность по сбору и систематизации фонда памяти «Моряки Беларуси вспоминают» как писателю-маринисту поручили мне — мичману А. М. Ловкачёву.

 

Этот замысел решено начать с тех моряков, которые ушли, но благодаря памяти, они по-прежнему остаются с нами.

Начну с того, что как-то мне прислали материалы об одной трагедии на море, в которой в числе других подводников погиб и наш земляк. Под впечатлением изученных материалов я тут же написал статью, которую 26 октября 2019 года опубликовала газета «Кобринский вестник». Герой этого рассказа, как и многие выпускники Школы техников ВМФ в Ленинграде шли тем же путем, что и я, поэтому под статьей подписался: «Бывший курсант 506-го УКОПП и мичман ТОФ А. М. Ловкачёв».

Курсант ШТ ВМФ 506 УКОПП им. С. М. Кирова

Александр Васильевич Лискович

Подвиг курсанта

Каждый из нас проживает свою короткую или длинную жизнь обычно хозяином своей судьбы, как ему хочется. В основном это касается гражданских лиц, далеких от воинского долга. Но совсем другая судьба у тех, кто выбирает стезю профессионального военнослужащего. Экстремальная служба чаще дает возможность проявить себя, иногда даже подвигом.

До призыва в Вооруженные силы СССР у нашего земляка Александра Васильевича Лисковича была обычная жизнь простого подростка, юноши. В этом возрасте жизнь молодого человека едва ли отличается от других, его окружающих. Александр Васильевич Лискович родился 19 апреля 1961 года в деревне Каташи, Кобринского района, Брестской области. С 1967-го по 1976 год учился в Хидринской средней школе, как все был октябренком, пионером, стал комсомольцем. Жизнь Александра изменилась, когда 29 октября 1979 года Кобринский райвоенкомат призвал его на службу в Ленинград для выполнения священного долга гражданина СССР защиты Отечества. Здесь призывнику предложили свою жизнь связать с подводными лодками на профессиональной основе. Ему предложили учебу в Школе техников ВМФ СССР, после окончания которой его выпускникам вручают дипломы о средне-техническом образовании по образцу техникума, погоны мичмана и кортик.

Так Александр Васильевич Лискович оказался в кузнице подводников — 506-м Учебном Краснознаменном отряде подводного плавания, откуда вышли десятки Героев Советского Союза. Учеба на Васильевском острове Северной Пальмиры составила два года. Жизнь в казарме, строгий распорядок, нацеленный на учебу, редкие увольнения в город, чтобы погулять по прекрасным улицам и проспектам Ленинграда. Конечно же, Александр влюбился в этот город. И, конечно же, были всякие приключения, о которых мы уже вряд ли узнаем.

Перед окончанием 2-го курса школы техников все курсанты в сентябре 1981 года убывают на стажировку по всем флотам СССР. Александр Лискович попал в 4-ю бригаду подводных лодок Тихоокеанского флота. Обычно распределение курсантов ШТ ВМФ происходит по предстоящим местам службы. Наверное, и Александр оказался на той подводной лодке, на которой ему в качестве мичмана предстояло служить. Это дизельная подлодка «С-178» 613-го проекта, построенная на Горьковском судостроительном заводе. На ней в октябре 1981 года Александр проходит практику в качестве дублера старшины команды мотористов. Старшина команды мотористов имеет большое и ответственное хозяйство в виде двух дизелей, примерно такие стоят на тепловозах, а также все прочее оборудование, связанное с этими силовыми установками. За короткое время Александр Лискович успешно сдает зачеты на самостоятельное управление своим постом и командой мотористов. При этом он показывает себя грамотным специалистом, заслуживает большой авторитет в экипаже и даже успел подружиться с товарищами по службе. Наиболее близкие отношения у Александра сложились со старшиной команды электриков мичманом В. Лысенко и лейтенантом Марсом Ямаловым. Молодой офицер прибыл на подводную лодку после училища на должность командира моторной группы.

Трагедия происходит 21 октября 1981 года, когда подводная лодка «С-178» вместе с экипажем возвращается в главную базу Тихоокеанского флота — порт Владивосток. В 19:30 ч. по хабаровскому времени, находясь в районе боевой подготовки залива Петра Великого, лодка получает «Добро» на проход сквозь боновые ворота. Одновременно оперативный дежурный бригады охраны водного района в нарушение инструкции разрешает теплоходу «Рефрижератор-13» в проливе Босфор-Восточный сняться с якоря для входа в залив Петра Великого.

«Рефрижератор-13, желая поскорее покинуть внутренние воды незамеченным, выключает ходовые огни и самостоятельно меняет курс на сближение с подводной лодкой. Так в одном районе боевой подготовки оказываются гражданское судно и подводная лодка. Судно, обнаружив подлодку по правому борту, обязано уступить дорогу, но его старпом этого не делает. Темный силуэт «Рефрижератор-13» без ходовых огней на фоне силуэта острова Русский на подводной лодке увидели лишь за 1,5-2 кабельтовых, когда было поздно. Командир «С-178» успевает отвернуть от удара кованным форштевнем рефрижератора первый отсек с восемью боевыми торпедами, но спасти корабль уже не может.

В 19.45 ч. «Рефрижератор-13» со скоростью восемь узлов таранит подводную лодку в левый борт в районе VI-го моторного отсека. В результате удара, прочный корпус отсека получает пробоину площадью около 15 квадратных метров. Вода через пробоину в течение 15-20 секунд заполняет VI-й отсек, а затем большой напор воды затапливает V-й и IV-й отсеки. В электроэнергетической системе подводной лодки следует ряд коротких замыканий и во II-м отсеке начинается пожар.

Через 35 секунд после столкновения в результате затопления трех отсеков, «С-178» теряет продольную остойчивость. Через сорок секунд, подводная лодка приняв около 130 тонн забортной воды, тонет на глубине 34 метра.

Перед трагедией Александр Лискович поужинал и вместе с товарищами находится в IV-м отсеке. В момент катастрофы за считанные мгновения Александр с товарищами под мощным напором воды, в полной темноте, успевает загерметизировать переборку с III-м отсеком — центральным постом лодки, где находятся семь подводников, в том числе старший помощник командира ПЛ и командир БЧ-5.

Вот что об Александре Васильевиче Лисковиче пишут выжившие товарищи: «…в критической ситуации сохранил хладнокровие, проявил личную храбрость и отвагу и не прятался за спины товарищей. Ценой своей жизни Александр Лискович остался верен присяге и отдал свою жизнь на боевом посту защищая своих командиров и спасая корабль. Александр до конца выполнил свой воинский долг перед Отечеством, ценою своей жизни».

Вместе с Александром погибло 32 подводника. 5 ноября 1981 года их похоронили в братской могиле на «Морском кладбище» города Владивостока.

Встанем, чтобы почтить память героев минутой молчания…

 

Алексей ЛОВКАЧЁВ