Чёрная дата в календаре БСВМ_8 сентября

АПЛ К-3 («Ленинский комсомол»)

 

Первая советская атомная подводная лодка, головная в серии, единственная проекта 627. Последующие лодки этой серии строились по доработанному проекту 627А. Построена на верфях города Северодвинска, 4 июля 1958 года, впервые в СССР, подводная лодка дала ход под атомной силовой установкой. С 11 по 21 июля 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР.

 Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года.

Корабли этого проекта имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые выявлялись в процессе эксплуатации личным составом.

8 сентября 1967 года около двух часов ночи при возвращении атомохода с боевой службы в Норвежском море возник пожар в первом отсеке, ставший сразу же объемным. Здесь находилось 8 торпедных аппаратов, а на стеллажах лежали 12 запасных торпед. Это один из самых прохладных на лодке отсеков, где на подвесных койках, размещенных в несколько ярусов отдыхали подводники.

Инстинкт самосохранения проснувшихся людей вынудил их бежать от огня из первого отсека. Но побежали не все. Остался на своем посту вахтенный торпедист. Это его вызывной сигнал по межотсечной трансляции услышали в центральном посту. Но дальше связь пропала. Огонь быстро распространился и на второй жилой отсек, где каюты офицеров, кают-компания, под нижней палубой — аккумуляторные батареи.

По сигналу аварийной тревоги были сразу же задраены все отсеки, переборочные люки которых теперь никто без команды ЦП открыть не имел права. Все оставшиеся в первом и втором отсеке подводники сгорели заживо за считанные минуты. Но и столь короткого времени оставшейся жизни хватило для совершения подвига. Командир БЧ-3 Лев Коморкин бросившийся навстречу огню из второго в горящий первый отсек, командиром которого он являлся, сделал по «Каштану» в центральный пост, свой последний доклад; «Весь отсек в огне. Больше не могу...»

Командир 2-го отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр по тревоге задраил переборочный люк изнутри, тем самым предотвратил дальнейшее распространение огня. Там его позже под грудой обгоревших тел и нашли. Мог взорваться торпедный боезапас. Но из ЦП вовремя сняли давление с аварийных отсеков; тротил взрывается при одновременном повышении давления и температуры. От просачивающегося в третий отсек отравляющего газа часть личного состава, оказавшаяся без изолирующих противогазов, стала терять сознание. Лодка экстренно всплыла.

Командир ПЛ капитан 2-го ранга Ю. Степанов при открытии рубочного люка разбил голову и потерял на время сознание. Четкие и грамотные команды продолжил отдавать вахтенный офицер капитан-лейтенант А. Лесков, но вскоре, надышавшись отравленным воздухом, потерял сознание. Его, вынес в восьмой отсек командир ЭТГ лейтенант В. Сатрапинский. В восьмом развернули лазарет, где капитан медицинской службы А. Фомин оказывал пострадавшим всемерную помощь.

Борьбой за живучесть корабля командовал из центрального поста командир БЧ-5 капитан 3-го ранга В. Зайцев (будущий Заместитель Главкома ВМФ, адмирал), которому периодически мичман, несший вахту на рулях, надевал маску с живительным кислородом. Тут же, в 3 отсеке, на носовую раскаленную переборку накладывали мокрые одеяла, чтобы как-то сбить температуру.

Всплывшая субмарина трое суток лежала в дрейфе. Погода тогда благоприятствовала, море не штормило. Личный состав дивизиона движения продолжал самоотверженно обслуживать материальную часть, управлять атомными реакторами и в дальнейшем — обеспечивать движение корабля.

Дальше «Ленинский комсомол» с надводной скоростью 12 узлов взял курс к родным берегам. Первым аварийную лодку обнаружил малый разведывательный корабль «Вертикал», наведенный летчиками самолета ТУ-16. Затем подошли и другие корабли Северного флота. На крейсере «Железняков» а составе подменного экипажа прибыл на помощь своим товарищам и наш земляк из Лиды, старшина электромеханической боевой части Виктор Добролович.

Несмотря на тяжелейшую аварию и гибель значительной части личного состава, подводная лодка сохранила ход и самостоятельно, без замены команды, вернулась в пункт своего базирования.

Погибших 39 человек похоронили в братской могиле на окраине города Заозерный (Западная Лица). На скромном памятнике надпись: «Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.»

Это была первая крупная авария на советском атомном подводном флоте с массовой гибелью людей. Созданная комиссия поначалу признала действия экипажа героическими. Причиной воспламенения в торпедном отсеке оказался прорыв в одном из узлов системы гидравлики, огнеопасные пары которой и воспламенились. Но вскоре командование ВМФ заявило, что авария на лодке произошла по вине экипажа.

Оставшиеся в живых подводники «Ленинского комсомола» добивались восстановления доброго имени своего экипажа. Только через 47 лет справедливость восторжествовала. Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2014 года подводники, погибшие на АПЛ К-3 были награждены орденами Мужества (посмертно).

 

На подводной лодке К-3 погибли наши земляки-белорусы:

 

КУЗЬМИЦКИЙ Виктор Антонович матрос, машинист-трюмный;

ПУЗЕВИЧ Константин Сидорович старшина 2-й статьи, командир отделения торпедистов;

ЯРОШЕВИЧ Владимир Николаевич матрос, трюмный.

 

КУЗЬМИЦКИЙ Виктор Антонович. Родился 24 августа 1947 года в деревне Гута (ныне — в составе Осовецкого сельсовета Дрогичинекого района Брестской области). В 1951 году семья Кузьмицких переехала в город Волковыск Гродненской области. Здесь Виктор пошел в школу. В дальнейшем семья переезжает в город Лиду, где Виктор учится в средней школе № 11, увлекается спортом и техникой, занимался в школьном техническом кружке.

После окончания школы работа на заводе «Лидсельмаш». В 1966 году Виктора призвали на военную службу. До июля 1967 года — в учебном отряде подводного плавания ВМФ в Кронштадте, затем служба в соединении атомных подводных лодок Северного флота.

Похоронен в братской могиле на окраине города Заозерный Мурманской области.

19 марта 2016 года военно-морской и военно-воздушный атташе РФ при посольстве в Республике Беларусь капитан 1 ранга Максим Казанцев вручил брату погибшего подводника — Андрею Кузьмицкому — выписку из Указа Президента России о награждении; Орденом Мужества матроса Виктора Кузьмицкого (посмертно).

 

ПУЗЕВИЧ Константин Сидорович.

Родился в деревне Рог (ныне в составе Домановичского сельсовета Солигорского района Минской области). После окончании средней школы Константин уехал к брату в Волгоград, откуда и был призван на военную службу на Северный флот.

Похоронен в братской могиле на окраине города Заозерный Мурманской области.

В июле 2016 выписку из Указа Президента России о награждении; Орденом Мужества матроса Виктора Кузьмицкого (посмертно) вручил Солигорский районный военный комиссар полковник ЗАИНЧКОВСКИЙ Валерий Валентинович сестрам Виктора Кузьмицкого Татьяне Сидоровне и Стефаниде Сидоровне.

9 мая 2017 года сестры подводника с волнением и слезами на глазах присутствовали на торжественном мероприятии, посвященном увековечиванию памяти их брата. Солигорским исполкомом и «Белорусским союзом военных моряков», в присутствии большого количества жителей, ветеранов войны, учащихся и педагогов Сковшинской средней школы, на здании школы была открыта мемориальная доска в память о погибшем земляке.

 

ЯРОШЕВИЧ Владимир Николаевич.

Родился в 1946 году в деревне Скрибовцы (ныне — в составе Можейковского сельсовета Щучинского района Гродненской области) Призван на флот в 1965 году Щучинским РВК Гродненской области.

Похоронен в братской могиле на окраине города Заозерный, Мурманской области.

19 марта 2016 года военно-морской и военно-воздушный атташе РФ при посольстве в Республике Беларусь капитан первого ранга Максим Казанцев вручил сестре погибшего подводника — Тамаре Кондуровой — выписку из Указа Президента России о награждении матроса В. Ярошевича Орденом Мужества (посмертно).