ТЫСЯЧИ ПОДВОДНЫХ МИЛЬ АНАТОЛИЯ МИЦУРЫ

29.04.2016

С 2007 года военные моряки отмечают 8 октября День командира надводного, подводного и воздушного корабля. Такую традицию бывшие мореходы, проживающие в нашем районе, решили укоренить и на Солигорщине. Тем более, для этого есть очень хороший повод.

8 октября погода не баловала. С Солигорского водохранилища веяло холодом, которого бывшие моряки, казалось, не чувствовали. Что для них, закаленных морскими штормами, этот осенний ветерок? Белорусские мореходы давно уже живут и трудятся на суше, а плавают лишь по волнам своей памяти. И поделиться могут морем воспоминаний, шуток и захватывающих рассказов.

В этот день поздравления солигорских моряков по праву принимал А.С. Мицура, командир подводной лодки, капитан 1 ранга в отставке, награжденный орденом «За военные заслуги», 6 медалями, множеством грамот и ценных подарков от командования. Анатолий Степанович – настоящий профессионал в морском деле и интересный собеседник. Отдав 30 лет Тихоокеанскому флоту, он по-прежнему бодр и оптимистичен. Служба моряка-подводника - вовсе не из легких, но о суровых буднях он рассказывает легко и с юмором. Как будто не было тяжелых испытаний, критических моментов, молниеносно принятых важных решений…

Анатолий Степанович  родом с Гомельщины. Название его родной деревни в Петриковском районе звучит почти как и фамилия - Мицуры. В 1964 году его семья переехала в строящийся Солигорск. Спустя 12 лет Анатолий Мицура, выпускник средней школы № 4, поступил в Калининградское высшее военно-морское училище.

Пожалуй, выбор молодого человека был не случайным. На него повлиял пример отца - Степана Антоновича, отслужившего на флоте 5 лет. Только отец Анатолия Мицуры в 50-х годах служил сигнальщиком на тральщиках – кораблях, которые вылавливают мины. Анатолий же решил стать штурманом.

Родители не возражали. Степан Антонович хорошо понимал, какую нелегкую судьбу выбрал себе его сын. А вот дедушка, в годы Гражданской войны служивший кавалеристом, выразил несогласие: мол, лучше бы внук оставался на земле… В дальнейшем Анатолий Степанович так и не решился рассказать дедушке правду об особенностях своей офицерской службы.

В 1979 году А.С. Мицура был переведен  в  Ленинградское  высшее военно-морское училище подводного плавания имени Л. Комсомола. После окончания учебы бывший курсант был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский флот.

Моряков-подводников принято считать морской элитой, баловнями судьбы. Хотя в чем заключается «избалованность», если каждый день их службы напоминает хождения по лезвию этой самой судьбы? И примеров тому в жизни немало…

На Дальний Восток Анатолий Мицура отбыл уже вместе с супругой Ниной Константиновной - к слову, землячкой. Она тоже была родом с  Гомельщины, а в Ленинграде училась на товароведа. Владивосток встретил молодых супругов неласково. Пришлось 3 дня сидеть на вокзале, «на чемоданах», а затем на две недели поселиться в гостинице – так долго решался вопрос распределения. В конце концов Анатолия Степановича распределили на подводную лодку в качестве командира электронавигационной группы. Это значит, что компас и все другие штурманские приборы отныне входили в его заведование, а в подчинение – личный состав, который обслуживал эти приборы.

А вот традиционное посвящение в подводники «настигло» Анатолия Мицуру еще на Северном флоте, где он, будучи курсантом, проходил практику. Этот «священный ритуал» хорошо знаком всем морякам. Обычно тех, кто погружается под воду впервые, вызывают на центральный пост, командир субмарины лично наливает морскую воду в плафон от светильника. «Бокал» соленой морской воды новичок обязательно выпивает и закусывает шоколадом, а сухую рыбу-таранку отправляет в карман – ее же еще чистить надо.

Плавание на подводной лодке предполагает нелегкий, размеренный образ жизни, правда, под водой: вахты, подвахты, смена, отдых, боевая подготовка. Так ушел ведь на 70 суток и все! А вот на море – «рваный» график…

- В 1983 году на подлодке в плавание не ходили, - вспоминает Анатолий Степанович, - но в море пробыли 256 суток из 365. Нужно было обучать молодежь: боевая подготовка, стрельба торпедами… Как обучить молодых моряков искать вражеские подлодки? Конечно же, с помощью своих. Вот и искали их в Авачинской губе, Охотском море и т.д.

Время службы, по признанию моего собеседника, летело незаметно. Путь к командованию экипажем был довольно долгим и непростым. В должности командира электронавигационной группы А.С. Мицура отслужил 2 года. Еще три – командиром боевой части № 1, то есть штурманом. Затем в течение почти двух лет Анатолий Степанович нес службу помощником командира корабля. Еще год был затрачен на специальное обучение в Ленинграде. После этого на протяжении 3 лет А.С. Мицура служил в должностях старшего помощника командира подводной лодки. Было много разных встреч и бесед с вышестоящим руководством, вопрос о назначении продумывался командованием и обсуждался очень тщательно. И лишь после собеседования с заместителем командующего Тихоокеанским флотом Анатолий Степанович был назначен командиром подводной лодки.

Что почувствовал командир экипажа субмарины, заступив на свой пост? Прежде всего – огромную ответственность за жизни людей, успешное выполнение боевых задач, взаимодействие с другими кораблями и силами, а также за оружие на борту, включая ядерное. Ведь в пяти конкретных оговоренных случаях командир подлодки имеет право применить оружие без приказа «сверху». А на принятие решения и отдачу приказа экипажу в экстренных случаях (пожар, заклинка руля и т.д.) отводится всего лишь 50 секунд. Вот такая она, морская романтика…

 Разумеется, на подлодке устанавливается свой режим, в зависимости от выполняемых боевых задач. И боевая готовность здесь бывает разной. Анатолий Мицура рассказал, что выбрал для себя боевую готовность № 1, то есть взял пример с бывшего командира подводной лодки «Шука», с которым познакомился в ленинградском госпитале еще молодым курсантом. Тогда в разговоре с ветераном Великой Отечественной войны, когда-то воевавшим в Финском заливе, Анатолий Мицура удивленно спросил: «Как же вы на 40-60 суток выходили в море и врага не прозевали?». Былой моряк-подводник ответил: «Запомни, сынок, мы всю войну проплавали по боевой тревоге, спали на боевом посту, но никогда ее не отменяли».

- Четыре года я был командиром  подлодки,   все   четыре  года спал, не раздеваясь, - кратко подытожил А.С. Мицура. - Так что всегда был на посту.

Даже сквозь сон командир субмарины определял, нормально ли работают двигатели и вентиляторы. При малейшем сбое «в шумах» он просыпался. Вот такой она бывает - боевая готовность № 1.

Стаж Анатолия Степановича на Тихоокеанском флоте насчитывает три десятка лет. После подводной лодки была служба в штабе, затем последовало увольнение в запас. Однако море не отпускало Анатолия Степановича. Наш земляк перешел на гражданский флот. Пришлось, как пошутил мой собеседник, начинать «с нуля»: третий помощник капитана, второй помощник капитана, «старпом» и наконец – капитан. Водить по морю гражданские «сухогрузы» было, по признанию Анатолия Степановича, на порядок легче и спокойнее. Море он очень любил, как и свою профессию, но всегда неудержимо тянуло на Родину – в Беларусь.

В Солигорск наш земляк вернулся с супругой и двумя сыновьями. Сейчас Анатолий Степанович уже дедушка двоих замечательных внуков. Кем станут они в будущем – загадывать рано, но по стопам А.С. Мицуры в выборе профессии пошел его старший сын Роман, став механиком на корабле.

Профессиональный праздник командира корабля Анатолий Степанович встретил в Солигорске, а на следующий день отправился в Санкт-Петербург – на Балтику, где начиналась его морская биография. Даже сейчас все пути ведут… к морю.

Автор: