Письмо с корабля

Весной 1955 года в домик семьи Моргунов на улице Подольской, что вблизи Калинковичского железнодорожного вокзала, пришло письмо с Дальнего Востока. Хозяйка Ольга Фёдоровна поначалу даже встревожилась: из той же воинской части, где служит сын Анатолий, но не от него, почерк на конверте незнакомый. Открывать не стала, дождалась с работы мужа Михаила Павловича, работавшего слесарем ремонтной мастерской здешней 24-й дистанции пути. А письмо-то оказалось с хорошими вестями от капитана 3 ранга Фещенко, командира электромеханической боевой части эсминца, где служил их сын. «Уважаемые Михаил Павлович и Ольга Федоровна! – писал офицер. – Командование подразделения с гордостью сообщает, что Ваш сын своим добросовестным отношением к исполнению служебного долга перед Родиной добился отличных показателей в боевой и политической подготовке. Портрет Анатолия помещен на Доске Почета корабля. Он проявил себя как отличный воин, активный общественник и хороший товарищ. Командование подразделения благодарно Вам за то, что воспитывая сына, сумели привить ему высокие моральные качества, свойственные нашему народу. Желаем Вам, Михаил Павлович и Ольга Фёдоровна, доброго здоровья, успехов в работе и счастья в жизни. Знайте, что Ваш мирный труд охраняют могучие советские Вооруженные Силы, которые в любой момент смогут нанести сокрушительный удар по агрессору, откуда бы он не появился. Командир подразделения Фещенко». Через несколько дней это благодарственное письмо с флота и ответ на него родителей Анатолия напечатала калинковичская районная газета «Сцяг камунізма».

Анатолий родился в 1932 году, во времена фашистской оккупации района вместе с матерью, братом и сестрой спасались в деревне, в лесной глуши. Рабочую биографию паренек начал кочегаром в Калинковичском паровозном депо летом 1950 года. Затем учился в Оршанской дорожно-технической школе, откуда через полгода был призван на воинскую службу и направлен на Тихоокеанский флот. Бывших железнодорожников обычно определяли в различные технические подразделения, и вскоре матрос А.Моргун, впервые увидевший море, уже служил в «БЧ-5» (электромеханическая боевая часть) эскадренного миноносца. Автор этих строк сам начинал когда-то корабельную службу в тех дальних краях, куда из Калинковичей поезд шел дней восемь, а то и поболее. Служба нелегкая, море – жестокое, но наш земляк был парень смелый, трудолюбивый, крепкий и к опасностям привычный. Отслужив на флоте 4 года, вернулся Анатолий в родной город, стал работать помощником паровозного машиниста. Затем закончил дорожную школу машинистов в Гомеле и сам стал водить паровозы. А еще встретил в своем паровозном депо скромную и работящую девушку Нину, что работала оператором, стала она ему верной и заботливой женой. В середине 60-х годов прошлого века отправили бывшего матроса опять в Гомель – переучиваться на машиниста тепловоза. И с тех пор до самого выхода на заслуженный отдых водил он своего «стального коня» по железнодорожным магистралям.

И когда пришло на смену другое поколение железнодорожников, тоже без дела не оставался, трудился сезонным кочегаром на одном из городских предприятий. Вот уже восемь лет, как ушел из жизни этот славный и светлый человек, но его помнят не только пожелтевшие страницы районной газеты 1955 года, но и многие, с кем его сводила военная и трудовая дорога. Моргуны – известная в Калинковичах железнодорожная династия. Пётр, старший брат Анатолия, с 1947 по 1991 год прошел здесь путь от паровозного кочегара до машиниста тепловоза. Другой брат, Виктор, много лет работал водителем в железнодорожной автоколонне. Дочь Анатолия Михайловича Ирина работает заместителем начальника вагонного депо по эксплуатации, сын Андрей почти два десятка лет исполнял обязанности дежурного по депо. Теперь в Калинковичах трудится уже четвертое поколение этой железнодорожной династии: сын Ирины Анатольевны Владислав – помощником машиниста; сын Андрея Анатольевича Станислав – машинистом тепловоза.

В.А. Лякин, капитан 2 ранга в отставке

 

Старший матрос А.Моргун. 1956 г.

 

А.М. Моргун. 80-е годы.

 

 

 

 

Боевые товарищи А. Моргуна. 1955 год. Бухта «Стрелок», Приморье.