МОРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ГРОДНО

16 /27 ноября 1705 года в Гродно был сформирован первый полк морской пехоты под началом адмирала графа Фёдора Головина. По замыслу Петра Великого 1200 военных солдат были призваны для службы в абордажно - десантных командах на боевых кораблях Российского флота.

 

В центре Гродно на фасаде дома №37 по улице Социалистической красуется необычная лепнина в виде девяти якорей. Уникальные рельефы как молчаливое и грустное напоминание: в этом доме ждут военных моряков, здесь должен быть музей.

   

 

АДМИРАЛЫ - БЕЛОРУСЫ

В своей книге «Адмиралы земли белорусской» Б.Д. Долготович приводит краткие биографии 106-ти адмиралов–белорусов и уроженцев Беларуси советского периода. Немало адмиралов–белорусов было и до 1917-го года. Вспомним краткие биографии некоторых из них.

 

Винцук Еванов–Лапусин

Первым белорусским адмиралом был Винцук Еванов–Лапусин, выходец из обедневшего шляхетского рода. В семье было 15 детей и отец отдал семилетнего сына в мичманский коллегиум в Слониме. Лапусин был с Лжедимитрием-1(пажем) и Лжедмитрием-2-м (оруженосцем). С этими самозванцами он не заработал ни славы, ни богатства и в 1612 году вернулся домой. Получил аттестат об окончании коллегиума. В 1621 году отправился в Америку, основал колонию Ново-Вильно, город Лапусинвилль, переименованный позднее в Кливленд. К слову, в этой колонии залечивал раны, полученные в борьбе за независимость США, Тадеуш Костюшко. В 1629 году уже опытный моряк и дипломат Лапусин принимает участие в подписании Альтмарского перемирия со Швецией. В 1648-49 годах Лапусин эскадрой с моря поддерживал действия сухопутной армии Януша Радзивилла против восставших казаков. В 1995 году было отмечено 500-летие первому белорусскому адмиралу.

 

Иосиф Войтехович Заржецский

Иосиф Войтехович Заржецский, генерал – лейтенант Российской армии (1800- 1869 г.) Родился в шляхетской семье, в имении Скоморошки (ныне район Коптёвского сельсовета Гродненского района, недавно включенного в состав города Гродно). В 1826 году окончил физико-математическое отделение Виленского университета со степенью кандидата, поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. 26 лет жизни И.В. Заржецкий посвятил строительству крепости Кронштадт.

Объекты, автором и руководителем которых был И.В.Заржецкий:

·       

корабельные доки Кронштадтского порта;

·       

первая в России морская Астрономическая обсерватория во дворе штурманского училища;

·       

Николаевские доки;

·       

форт «Князь Меншиков;

·       

Николаевские батареи на форте Кроншлота;

·       

фрегатский док;

·       

отделка гранитом Обводного канала;

·       

казематированная батарея на западном фронте Кронштадтского форта.

В 1854 году И.В.Заржецкий участвует в подготовке Кронштадта к обороне. 1 января 1856 году И.В.Заржецкому присвоено звание генерал-майора. За 26-летний труд в Кронштадте был удостоен шестнадцати Императорских благодарностей и нескольких наград. 1 января 1864 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта. Иосиф Войтехович  занимался составлением проектов Балтийского порта и торгового порта для Петербурга.

Морской канал к Петербургу по проекту И.В.Заржецкого был защищён дамбами. Они и сегодня служат морякам, напоминая об одном из талантливейших строителей Кронштадтской крепости.

Прах генерал-лейтенанта Иосифа Войтеховича Заржецкого покоится на лидском католическом кладбище возле северной стороны каплицы святой Барбары.

 

В период с 1945 по 1991 год службу в военно-морском флоте СССР проходили более миллиона белорусов. В Беларуси проживают около 200 тысяч военных моряков, в Гродно - более 200 человек, из них более 70 подводников.

 

«Командир  - это Душа и Воля корабля, его Мужество и Спасение, его Честь и Совесть»

Писатель Леонид Соболев.

 

Назовём некоторых из них :

Вице – адмирал  АПАНОВИЧ Василий  Никанорович  был Заместителем Командующего Красно-знаменного   Балтийского  флота. Родился  в 1951 году в деревне Клеповичи  Слонимского района Гродненской области. Был  Командующим Балтийской военно-морской базы в городе Балтийске.   Награждён  двумя орденами и многими медалями.

 

Капитан первого ранга ПРУДНИКОВ Владимир Николаевич. Родился в Гродно. Прошел путь от командира группы до командира АПЛ К-137 «Ленинец». Награждён орденами: «За личное мужество», «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 2-й и 3-й степени. Погиб в автокатастрофе в Санкт-Петербурге 4 мая 2011 года. За неделю до гибели отметил 40-летие окончания высшего военно-морского училища подводного плавания имени «Ленинского комсомола». Имел членский билет № 23 Петербургского клуба моряков-подводников. Сын Дмитрий стал командиром АПЛ Краснознамённого Северного флота.

 

Капитан первого ранга ИВАНОВ Валерий Антонович. Родился в Шклове, командовал подводной лодкой на Балтике, командовал соединением из 15-ти подводных лодок, выполнял правительственные задания (перегнал проданные подлодки: 8 в Иран и одну в Индию). Начальник штаба Союза военных моряков города Гродно. Стаж военно-морской службы – 30 лет. Старший брат стал контр – адмиралом, младший – старшим мичманом. Общий стаж службы братьев подводников на флоте – более СТА лет.

 

«Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют…Он первая фигура войны – матрос, да-с. Вот кого нужно возвышать, учить, возбуждать в нём смелость, геройство, ежели мы не самолюбивы, а действительно слуги  Отечества… Вот это воспитание и составляет основную задачу, вот чему я посвятил себя, для чего тружусь неусыпно и, видимо, достигаю своей цели: матросы  любят и понимают меня. Я  этой привязанностью дорожу более, чем отзывами чванных дворянчиков-с ! « - выдающийся   адмирал Павел Степанович Нахимов.

 

Мичман ИВАНОВ Ананий Иванович (1914 - 2012 г.г.). Родился в Чувашии. В 20 лет стал председателем колхоза, в 22 года призван в ВМФ на Балтийский флот, Кронштадт. Участник двух войн: советско-финской (на миноносце «Артём») и Великой Отечественной (был подводником на «Малютке» с апреля 1941 по февраль 1943 года). С февраля 1943 года – стрелок 369-го батальона морской пехоты Азовской и Дунайской военных флотилий. Освобождал Темрюк, Керчь, Измаил и государства по Дунаю - Румынию, Болгарию, Чехословакию, Югославию, Венгрию, Австрию. Стаж службы на Флоте – 29 лет. За борьбу с фашизмом был награждён орденами: «Боевого Красного Знамени», двумя «Красной Звезды», двумя «За Мужество», орденом Отечественной войны 2-й степени, а также боевыми медалями «За Боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Вены», «За Победу над фашистской Германией» и многими юбилейными медалями. Трудовой стаж – более 60 лет! Последние 8 лет жил в Гродно, являлся членом Союза военных моряков Гродно.

Гвардии мичман АНЦУЛЕВИЧ Иван Петрович. Участник исторического боевого подводного похода вокруг Земного шара двух атомных лодок Северного Флота в 1966 году. Единственный в Гродно моряк, награжденный за поход медалью Адмирала Ф.Ф.Ушакова. Служил с 1963 по 1969 годы на Балтийском флоте, на АПЛ К-133 – на Северном и Тихоокеанском Флотах, стаж подводника-атомщика – 12 лет. Трудовой стаж – более 50 лет!

 

 

В июне 2013 года в Минске отметили Юбилей – 20-летие Союза военных моряков Беларуси, а в нашем городе 19 февраля 2012 года был отмечен 5-ти летний юбилей Союза военных моряков в Гродно.

Союз военных моряков объединяет морских пограничников, лётчиков, десантников, моряков надводных и подводных кораблей всех воинских званий: матросов, старшин, мичманов, офицеров, адмиралов.

 

                                МОРСКАЯ ДРУЖБА НЕРУШИМА!

МОРСКАЯ  ТРИАДА – ЭТО ЧЕСТЬ,  ДОСТОИНСТВО  И  БРАТСТВО !!!

 

С 8 декабря 2000 года Гродненская область шефствует над атомной подводной лодкой «Обнинск» Северного Флота. Дислокация – Западная Лица, Заполярье.

 

Классик мировой литературы Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ говорил: «Флот всегда аккумулировал в себе высшие умственные, материальные и духовные усилия нации. Море любит духовно собранных и учит цельности, такту, любви к природе, ибо всё, как океан, всё течёт и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдаётся…»

 

Дважды в году военные моряки отмечают Парадом и шествием со Знамёнами два великих праздника: День Победы (9 Мая) и День ВМФ (празднуется в последнее воскресенье июля).

Моряки подводники отмечают ещё и День подводника.

 

·           

19 марта 1906 года Указом императора России Николаем II подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Первое соединение было из 10 лодок в Либаве в том же 1906 году. Николаевская формула: - Там, где единожды был поднят Андреевский флаг, там никогда он не должен опускаться !

·           

Всего в мире было построено более 3 600 лодок, из них более 2 600 были уничтожены в морских сражениях, крушениях и авариях.

·           

Прообразом боевой подводной лодки в России можно считать "потаённое судно" народного умельца воронежского крестьянина Ефима НИКОНОВА, которое он предложил в 1719 году. При первых испытаниях присутствовал сам Пётр Первый. Идея заслуживала внимания, были выделены деньги для продолжения строительства судна, но после смерти Петра, проект остался в забвении.

·           

В России было построено свыше тысячи подводных лодок, а первая атомная в СССР (третья в мире) АПЛ К-3 – 1 июля 1958 года в Северодвинске. Она же первой в Советском Союзе всплыла на Северном Полюсе в июле 1962 года и водрузила на нём флаги СССР и ВМФ. Трое подводников: командующий флотилией АПЛ В Западной Лице контр-адмирал Александр Иванович Петелин, командир К-3 «Ленинский комсомол» капитан 1-го ранга Л.М.Жильцов и командир БЧ-5 Рюрик А. Тимофеев стали Героями Советского Союза. Весь экипаж лично награждал глава государства Хрущёв Н.С. При награждении он сказал: «…партия и правительство также глубоко чтят ратный подвиг подводников-атомщиков, как и космонавтов. Только о космонавтах знает вся планета, а о вас, подводниках – никто. Только закрытый Указ Верховного Совета СССР…»

·           

С 1958 по 1991 год  в Советском Союзе  было построено 245 атомных субмарин. За этот период 75 подводников-атомщиков стали Героями Советского Союза  за освоение новой техники, боевые дежурства в глубинах Мирового океана, за сохранение Мира на планете Земля.

·           

Уровень развития промышленности, научных достижений и инженерной мысли, уменье рабочих рук в СССР, позволили созданию мощного ракетно-ядерного щита, способного защитить от посягательств извне. В доктрине советского Военно-морского флота и руководства страны главное внимание было направлено на создание океанского атомного подводного флота.

·           

Об успехах и достижениях говорят следующие факты:

ü

самая глубоководная атомная лодка К-278 «Комсомолец» Северного Флота установила мировой рекорд погружения – 1027 метра;

ü

самая скоростная атомная лодка К-222 Северного флота установила мировой рекорд скорости под водой – 44, 7 узлов (82,8 км/час). В декабре 1969 года занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Рекорд не побит до сих пор.

ü

Две атомные лодки из Западной Лицы Заполярья К-133 и К-116 вышли 1 февраля 1966 года и за 56 суток совершили кругосветный групповой поход в глубинах Мирового океана, без всплытия пройдя свыше 25 тысяч морских миль и ни разу не были обнаруженными средствами противолодочной системы США и НАТО. Начальник разведки ВМС США был снят с поста.За этот боевой поход 6 моряков стали Героями Советского Союза: контр-адмирал Анатолий Иванович Сорокин (командовал походом); капитан 2-го ранга Вячеслав Тимофеевич Виноградов (командир К-116); капитан 2-го ранга Лев Николаевич Столяров (командир К-133); капитан 2-го ранга Иван Фёдорович Морозов (флагманский механик); капитан 2-го ранга Сергей Самсонов (флагманский механик); капитан 2-го ранга Николай Витальевич Усенко (замполит К-133). А старшина 2-й статьи Иван Петрович Анцулевич, единственный моряк из Гродно, был награжден медалью выдающегося адмирала Ф.Ф.Ушакова. 26 апреля 1966 года обе атомные подводные лодки К-116 и К-133 удостоены звания «Гвардейские».

ü

Статус самой маневренной атомной лодкой в мире стала лодка проекта 705 «Лира». Она была способна развить полную скорость за одну минуту и на максимальной скорости за 42 секунды сделать поворот на 180 градусов.

ü

В Книгу рекордов Гиннеса занесена и самая большая атомная лодка в мире проекта 941 «Акула». Длина 174 метра, высота 27 метров, водоизмещение 49800 тонн, несла 20 баллистических ракет с дальностью 8300км, в каждой ракете 10 боеголовок индивидуального наведения по сто мегатонн ядерный заряд комплекса в 1400 раз превышал по мощности американскую бомбу, сброшенную 6 августа 1945 года на мирный японский город Хиросима. А 9-го августа вторым ядерным взрывом был уничтожен и мирный город Нагасаки.

ü

АПЛ. пр.941 было построено 6 штук . Осталась в строю одна – "Юрий Долгорукий".

 

 

БОЕВЫЕ  ДЕЖУРСТВА – ГЛУБИНЫ  МИРОВОГО  ОКЕАНА

 C 1967-го по 1993 год ракетные подводные крейсеры выполнили более 2000 походов на боевую службу, проведя под водой в общей сложности почти 500 лет. Причём это не просто плавание само по себе, а патрулирование с термоядерными баллистическими ракетами на борту, т.е. ежесекундное балансирование на грани войны и мира.

За долгие годы холодной войны были примеры дерзновенных действий подводников–атомщиков ВМФ СССР в Мировом океане:

v

в 1966 году АПЛ К -181 , командир капитан 2-го ранга В.Борисов свыше 4-х суток вела под прицелом американский авианосец « Саратога»;

v

в 1984 году АПЛ К-314, командир капитан первого ранга А. Евсеенко, сумела подобраться под днище авианосца «Китти Хок».

«Пальма первенства»  по дерзости и скрытности, по красоте манёвра принадлежит АПЛ К-10 и не имеет себе равных, командир капитан 2-го ранга Н.Иванов. В 1968 году в Южно–Китайском море на могучих океанских волнах, поднятых тайфуном, плавно переваливался огромный город–аэродром – первый в мире американский атомный авианосец «Энтерпрайз», а под ним – полста метрами ниже - советская атомная лодка К-10… Конструкция авианосца из 10 атомных реакторов , 8 турбин, 8 винтов, ракетных контейнеров, самолётных ангаров, многоярусных палуб, рубок, кубриков, кают – двигались в сторону Южно-Китайского моря, а с палуб выпускались самолёты, бомбившие Вьетнам… «Энтерпрайз» – гордость США, на борту 90 самолётов, в сутки совершал рекордное число боевых вылетов – 177 , его называли « Королём океанов», им гордились, им устрашали, а под килём авианосца - наша АПЛ К-10! Тринадцать часов кряду шла под авианосцем К-10… Это был высший подводницкий пилотаж. Командир Николай Иванов провёл серию учебных торпедных атак по кораблям охраны авианосца – по атомному крейсеру, по атомным фрегатам, по эсминцам, до полного «израсходования» торпед. И также скрытно К-10 покинула авианосец.

Не знал командир К-10 Николай Тарасович Иванов, что два года тому назад Пентагон с одобрения Президента США и конгресса, разрешил командирам авианосно-ударных групп уничтожать в мирное время советские подводные лодки, обнаруженные в радиусе ста миль от АУГ. Но Бог не без милости, казак не без удачи!

 

Атомная подводная лодка «Курск» Северного Флота в сентябре-октябре 1999 года выполняла боевой поход в Средиземном море, где проводились крупномасштабные учебные манёвры НАТО, условно 6 раз "поражала" авианосец США. Командование НАТО знало о присутствии на учениях российской подлодки и бросило все силы на её обнаружение, только на горючее израсходовано было свыше 15 миллионов долларов, но обнаружить нашу АПЛ не удалось. АПЛ «КУРСК», выполнив все задачи, покинула Средиземное море и, пройдя необнаруженной все линии противолодочной обороны НАТО, вернулась на Северный Флот в свой пункт приписки. Командир АПЛ К – 141 «Курск» капитан 1-го ранга Г. П. ЛЯЧИН был представлен за образцовое выполнение боевого дежурства к званию Героя России, но живым получить Звезду не успел.

Трагедия постигла «Курск» 12 августа 2000 года в Баренцевом море на учениях - весь мир следил за этой трагедией. Гибель «Курска» и сейчас оставляет больше вопросов, чем ответов.

Храним вечную память морскую и народную о 118 членах экипажа атомного подводного крейсера "Курск"…

 

Стоимость современной атомной лодки превышает 2 миллиарда долларов…

Затраты на войны за всю летописную историю человечества, по подсчетам ученых в ценах 1965 года, составили: если по линии экватора Земного Шара, протяженностью 40 тысяч километров, в обе стороны по 8 км и высотой по десять сантиметров выложить золото – таковой будет «цена» войн.

 

На фотографиях – военные моряки города Гродно. Военно-морская служба послевоенного поколения прошла в период Холодной войны.

Продолжая славные традиции своего народа, главная из которых  – Победа в Великой Отечественной войне против фашистской Германии, военные моряки службой - вахтами, походами, боевым мастерством на суше, в воздухе, на просторах и в глубинах Мирового океана защищали Мир. Они пережили и выстояли самый пик «холодной войны» – Карибский кризис в октябре 1962 года, в ходе которого планета Земля стояла на грани ядерного самоуничтожения. 2 часа не хватило для краха Земли. РАЗУМ – победил ,  в этом есть и доля военных моряков ВМФ.

Английская газета «Дейли мейл» в январе 1993 года так оценила политику США и СССР в «холодной войне»: «Российская внешняя политика, если анализировать её беспристрастно и хладнокровно, всегда диктовалась в значительно большей мере мотивами обороны, чем агрессии. И «холодная война» была главным образом следствием безумия Запада, в особенности безумия американцев…»

Классик мировой литературы Ф.М. Достоевский летом 1882 года впервые выехал за границу, давно мечтая увидеть «страну святых чудес», как называл он тогда старую Европу. Он посетил Германию, Францию, Италию, Англию. Полученные впечатления лишь укрепили Достоевского в его мыслях об особом пути России. «Зимние заметки о летних впечатлениях», посвященные описанию путешествия, были исполнены критического пафоса. О Европе Фёдор Михайлович с тех пор говорил исключительно как о «кладбище» – пусть и дорогом всякому русскому сердцу…

 

Александр Николаевич Кравченко

Командир АПЛ К-104 капитан 1-го ранга Александр Николаевич Кравченко. Экстерном окончив 9-ти месячные курсы штурманов в Хабаровске, в 17 лет воевал штурманом на дизельной подводной лодке, громил фашистов на Балтике в 1944–45 годах в одном соединении с легендарным подводником А.И.Маринеско. Много и интересно рассказывал о легендарном подводнике своему экипажу…

Весной 1965 года во время учений Северного Флота приняли на борт АПЛ К-104 Зам. Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза К.С. Москаленко и группу генералов и адмиралов. И, после несколько часов похода на глубине 90 метров, по «Каштану» получили от Маршала благодарность как лучшему экипажу флотилии «За высокое воинское мастерство и верную службу Родине». Дислокация - Западная Лица, Заполярье.

 

8 декабря 2000 года в Западной Лице делегация Гродненской области подписала с командованием Северного флота договор о шефской связи с экипажем атомной подводной лодки «ОБНИНСК». Командир АПЛ – капитан первого ранга ДОМНИН Михаил Владимирович.

В апреле 2013 года три моряка: председатель Союза военных моряков г. Гродно капитан второго ранга Ютиш А.А., капитан первого ранга, начальник штаба Иванов В.А. и капитан второго ранга Торгашев Ю.Г. были приняты Главой администрации Гродненской области С. Б. Шапиро. В ходе полуторачасовой беседы им было обещано выделение помещения в центре города Гродно по адресу ул.Социалистическая, 37 для Музея военно-морского флота. Обещано было и финансирование в сумме 200 миллионов рублей для музея и 100 миллионов для поездки делегации Гродненской области на подшефную АПЛ «ОБНИНСК» в Западную Лицу на торжества юбилея 80-летия Краснознамённого Северного Флота.

В ноябре 2013 года Президент РБ А.Г.Лукашенко назначил Семёна Шапиро руководитем Минской области.

7 мая 2014 года три военных моряка Гродно – Соколовский Н.Н., Иванов В.А. и Торгашев Ю.Г. – были приняты новым руководителем Гродненской области Владимиром Васильевичем Кравцовым. В ходе этой встречи решались вопросы о выделении помещения для Музея в центре города областной общественной организации «Союз военных моряков», выделении одной ставки для директора музея, переоформлении городской в областную общественную организацию военных моряков.

 Терпим, верим, надеемся…

 

              МУЗЕЙ – ЭТО ПАМЯТЬ ФЛОТУ – ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР…

                                           МУЗЕЮ – БЫТЬ!!!

 

 В Гродно при СШ №38 с сентября 2013 года открыт класс морской пехоты. 33 учащихся с 6 по 11 классы под руководством капитана 2-го ранга Торгашева Ю.Г. изучают историю флота, овладевают навыками морской службы, тренируются в овладении рукопашным боем. Накануне Дня защитника Отечества ребята в морской форме принесли Присягу руководству Союза военных моряков города Гродно. И впервые в морской форме приняли участие в Параде Победы 9 мая 2014 в г.Гродно.

В городе Лиде 5 лет работает прекрасный Центр-музей военных моряков Лидчины на базе средней школы №10. Богатая экспозиция впечатляет и знакомит посетителей с историей и традициями моряков. Руководят музеем прошедшие службу в ВМФ Касперович Владимир Владимирович и Гузеев Михаил Васильевич вместе с сослуживцами.

 

"Кто в море не ходил, тот Богу не молился…" – старинная поморская пословица 16 века. Возвращаясь с морей, увидев КРЕСТ на берегу, моряки молились, что победив СТИХИЮ, возвратились живыми на землю. Впоследствии КРЕСТЫ заменились МАЯКАМИ.

 

                           "КАК  ВЗБОДЕНЬ  ВСТАНЕТ,  ЗАРЫДАЕТ

                             И ЗАЧНЁТ ГРЕБЕНЬ ЗАГИБАТЬ,

                           ДА ПЕНА С НЕГО ПОЛЕТИТ – СТРАШИСЬ,

                           А БОЯЗНИ НЕ ПОКАЗЫВАЙ, СЕБЯ ПОТЕРЯЕШЬ.

                          ДЕРЖИСЬ! " ( ЗАПОВЕДЬ СЕВЕРНЫХ ПОМОРОВ )

 

Известный английский историк Фр. Джен писал:

«Русский Флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительно позднему учреждению, основанному Петром Первым, имеет в действительности большие права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях, и ТЫСЯЧУ лет тому назад первейшими моряками того времени были они, РУССКИЕ…»

 

Упоминание о первом набеге русов на Царъград в 866 году содержится в древнейшей из русских летописей – в тексте монаха Нестора в Лаврентьевской летописи. Там со ссылкой на греческие письменные источники об этой боевой операции русов с моря сказано предельно кратко: «…в 6360 году (852г.н.э.) началось 15-летнее правление царя Михаила и в годы именно этого правления стало известно о возникновении наименования Русская земля. О ней узнали после того, как при этом царе Русь приходила на Царърад».

В 907 году князь русов Олег на двух тысячах кораблей, с конями на них, осадил Царьград и принудил его дань платить, а в знак Победы щит прибил на врата столицы данников… Монах Нестор сообщает также о том, что князь русов Олег вышел из Днепра в Черное море с 10 000 судов!

 

                                        НАЧАЛО ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ…

 

В АПРЕЛЕ 2013 ГОДА В Интернете появилось Сообщение, что Военное ведомство Великобритании рассекретило документы. А именно. В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль дал Указание Военному ведомству срочно разработать план разгрома Советской Армии в Берлине и освобождения Польши от Советской Армии. Для этого привлечь к операции 47 дивизий Англии и 15-20 дивизий Вермахта Германии. В период со 2 мая по 8 мая, до подписания Акта о капитуляции Германии, на сторону Англии перешло более 2 миллионов вооруженных фашистов Германии. Уинстон Черчилль не смог заручиться поддержкой США, Америка вела ещё войну с Японией и это обстоятельство не позволило развязать войну против СССР. В 1947 году премьер-министр Великобритании У.Черчилль настойчиво убеждал Президента США Трумэна сбросить атомную бомбу на Кремль. В это время Европейская часть СССР ещё лежала в руинах. На Алтарь ПОБЕДЫ легло 26,6 миллионов жизней советского народа…Погиб каждый третий белорус.. По переписи на 1 января 1940 года в Белоруссии насчитывалось 9 миллионов 40 тысяч жителей. Сейчас-9 миллионов 400 тысяч.  Понадобилось 75 лет, чтобы восстановить генофонд народа..

 Целых три поколения…  

 

И ВНОВЬ ВОЙНА ХОЛОДНАЯ ПОСТОЯННО В ШАГЕ  ДО  ГОРЯЧЕЙ.

ПОСЛЕДНЕЙ…

 

Знаменитый американский моряк и писатель Джордж К. СКОТТ :

«Море ошибок не прощает. Трудно найти профессию более мужественную, рискованную и достойную восхищения и уважения, чем профессия моряка-подводника, который защищает свой народ, исполняя Долг в неизведанной среде, таящей опасности, о существовании которых мы не подозреваем».

 

ЕДВА ОТДАНЫ ШВАРТОВЫ, КАК НАЧИНАЕТСЯ ОСОБЫЙ ОТЧЁТ ВРЕМЕНИ, О КОТОРОМ МУДРЕЦЫ СКАЗАЛИ ТАК: «ЛЮДИ ДЕЛЯТСЯ НА ЖИВЫХ, МЁРТВЫХ  И ТЕХ, КТО В МОРЕ…»

 

Писатель Константин Паустовский:

«Море соприкасается с разнообразными областями жизни и даёт много неожиданных познаний для каждого, кто умеет видеть и понимать…»

 

 Вице-адмирал Анатолий Иванович СОРОКИН, фронтовик с первых дней войны, Герой Советского Союза, Командующий Первой флотилией атомных подводных лодок в Западной Лице Краснознамённого Северного Флота, командовал историческим боевым походом двух советских АПЛ в феврале-марте 1966 года, когда они, обогнув Мировой океан и без всплытия пройдя более 25 тысяч миль, ни разу не были обнаружены со стороны НАТО и США.

 

-  Из поколения в поколение формировались и передавались особые свойства натуры и характера людей, стоящих у рулей и приборов советских подводных кораблей. Что я имею в виду:

·       

душевную щедрость и мужество,

·       

собранность и способность мгновенно принимать ответственные решения

·       

необыкновенно развитое среди моряков чувство товарищества и дружбы.

 

Честь имею. Летописец Союза

военных моряков Гродно А.И. Стаценко

 

 

 

 Годы срочной службы 11 ноября 1961 – 9 октября 1965: старшина первой статьи, инструктор - турбинист и санитарный инструктор 7-го турбинного отсека стратегического атомного подводного крейсера К-104 Краснознамённого Северного Флота. Дислокация: Большая Лопатка – Западная Лица – Заполярье. Награждён Юбилейной медалью «20 ЛЕТ Победы над фашистской Германией» и знаком «За дальний поход» из рук Командира, Фронтовика, Победителя фашизма, капитана первого ранга Александра Николаевича КРАВЧЕНКО.

 

 

2014 год, Гродно

alexistacenko@mail.ru

 

( 8-029) 146-69-55 Велком