Гродненский городской союз ОО «Белорусский союз военных моряков» отметил юбилей

logo.png13.02.2012,
Гродненский городской союз ОО «Белорусский союз военных моряков» отметил юбилей
Гродненский городской союз общественного объединения «Белорусский союз военных моряков» отметил юбилей 


Пять лет назад его состав не превышал численность экипажа подводной лодки «Щука» – 17 человек. Сегодня в Гродненском союзе более семидесяти военных моряков от матросов и старшин до капитанов первого ранга. Море каждому из них подарило сотни настоящих друзей, помогло понять, что значит сплоченная команда, и преподало не один урок стойкости. 


В рядах союза морские пехотинцы и летчики, подводники, корабелы. И только два морских пограничника – председатель Анатолий Ютиш и казначей Василий Скребец. В послужном списке Анатолия Андреевича служба в 18-й отдельной бригаде морских пограничных сторожевых кораблей в Одессе, в штабе Гродненского погранотряда, в Управлении Тихоокеанского пограничного округа во Владивостоке и в Кавказском особом пограничном округе в Ставрополе, Махачкала.

– Через шесть лет после увольнения в запас вернулся в город над Неманом несмотря на то, что сам родом из Одессы, – рассказывает Анатолий Андреевич. – За девять лет службы город стал по-настоящему родным.

В 2007 году Анатолий Ютиш впервые в День военно-морского флота вышел на гродненскую Советскую площадь, чтобы посмотреть, как же сухопутный город встречает морской праздник.

http://grodnonews.by/uploads2/utish.jpg
Анатолий Ютиш

– Единственное, чего тогда не хватало, организованности, – вспоминает собеседник. – Это и подтолкнуло к идее объединить гродненских представителей четырех флотов: Тихоокеанского, Северного, Черноморского и Балтийского.

За два месяца подготовил документы, зарегистрировал Гродненский городской союз, и началась работа. Регулярные встречи и беседы со школьниками и студентами, шефство над кадетским училищем, участие в общественно-политических мероприятиях города и благотворительность – лишь малая часть того, что делается силами союза. Каждому из его членов на самом деле есть что рассказать, чем поделиться и чему научить молодое поколение.

Капитан первого ранга Валерий Иванов за годы службы провел под водой около пяти лет. Подводные лодки 613-го, 611-го, 641-го и 877-го проектов он знает как свои пять пальцев.

http://grodnonews.by/uploads2/ivanov.jpg
Валерий Иванов

– Моряком решил стать, глядя на старшего брата, – говорит Валерий Антонович. – Когда он в офицерской форме приезжал домой на время отпуска, эта идея обуревала многих ребят. И, видимо, не случайно многие из тех, с кем я рос в деревне Волосовичи Шкловского района Могилевской области, отдали свою жизнь флоту.

Валерий Антонович окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени Макарова во Владивостоке, служил в Балтийском флоте командиром боевой части, старшим помощником командира и командиром подводной лодки. Когда с 1989 по 1993 годы был командиром 107-го отдельного дивизиона, в его подчинении находилось 15 подводных лодок. На плечах этого человека лежала и ответственность за жизнь каждого из членов экипажа.

– При погружении всегда четко понимал, что просто обязан вернуть матерям их детей. И это обязательство выполнил, хотя иногда приходилось и рисковать, – продолжает Валерий Иванов. – Чтобы уйти незамеченным во время учений 1985 года, например, шел 5 метров от грунта. За время службы горел, тонул, взрывался, но сам приплыл домой живым и каждого матроса вернул матери.

Средиземное и Японское моря, Атлантика, Тихий и Индийский океаны… За 27 лет службы Валерий Антонович не часто мог любоваться бескрайними водными просторами. 

http://grodnonews.by/uploads2/antonovich.jpg
Валерий Антонович

– На дизельных подлодках всплывать разрешается только ночью, чтобы зарядить батарею, – говорит капитан первого ранга. – В надводном положении ходили редко, но китов, акул и дельфинов разглядеть успели. Знаю и что такое волна высотой с девятиэтажный дом.

Каждый поход занимал 45 суток, последний затянулся на четыре месяца: отгоняли проданную подлодку на базу в Иран. Несмотря на всю сложность работы подводника Валерий Антонович и сегодня согласился бы пуститься в море.

– На даче у меня есть своя боевая рубка, – улыбаясь, рассказывает собеседник. – Здесь хранится штурвал от лодки, которой командовал, и уйма фотографий, напоминающих о море.

Внуку Валерия Антоновича сегодня 18 лет, но моряком он стать не спешит. Трое в династии Ивановых – наш герой и двое его братьев – отдали флоту в общей сложности 100 лет. И для одной семьи этого вполне достаточно, уверен Валерий Антонович.

Более пятнадцати лет служил в ВМФ мичман Владимир Антонович. В 1972 году уроженец деревни Демброво Щучинского района получил повестку в армию и отправился по ней сначала в учебный отряд подводного плавания в Кронштадт Ленинградской области, а оттуда в поселок Гремиха под Мурманском. Жизнь в условиях полярной ночи Владимир Владимирович вспоминает с удовольствием.

– Крепких морозов не было, а вот ветра дули с невероятной силой, – говорит моряк. – До береговой столовой из казармы иногда приходилось идти, держась за натянутый канат.

После срочной службы, не раздумывая, остался на сверхсрочку и ни разу об этом не пожалел. Владимир Владимирович плавал на атомной подводной лодке. Обогнул Африку, исколесил Баренцево и Средиземное моря, Индийский и Атлантический океаны.

– Не считая мелких учебных погружений совершил 16 автономных (без подъемов) походов, – вспоминает Владимир Владимирович. – Каждый из них длился около четырех месяцев, после чего весь экипаж на 30 суток отправлялся в санаторий. Был, правда, случай, когда пришлось подняться в Средиземном море. Товарища с аппендицитом срочно нужно было доставить в больницу. Тут же вокруг нас стали кружить американские самолеты. Они то и дело сбрасывали гидрофоны (звукозаписывающие аппараты), а мы их вылавливали.

Случилось побывать и в экстренной ситуации под водой: во время последнего похода лодка потеряла ход после пожара на борту. 

– В Норвежском море нас взяли на буксир, – рассказывает Владимир Владимирович. – Без света и горячей еды весь экипаж пробыл около трех суток. Но даже несмотря на такие воспоминания будь у меня возможность переиграть свою жизнь заново, от морской семьи не отказался бы. Это особый мир, и я нашел в нем свое место.

Одним из первых членов Гродненского городского союза военных моряков в 2007 году стал старший лейтенант Иван Чекель.

http://grodnonews.by/uploads2/chekel.jpg
Иван Чекель

– Общение с людьми, которые о море знают не понаслышке, для меня как бальзам на душу, – говорит он. – На еще строящуюся атомную подводную лодку К-27 попал во время прохождения срочной службы и до сих пор жалею, что в свое время не остался. Четыре года, два месяца и два дня начиная с 1958 по 1962 годы вспоминаю как лучшее время в своей жизни. 

Бывать в открытом море Ивану Александровичу не приходилось. Будучи сначала командиром отделения электротехнического дивизиона, потом старшиной команды электриков первого экипажа, он отвечал за швартовые испытания лодок.

С большим удовольствием о своем морском прошлом рассказал и старшина 1-й статьи Олег Новосад. После призыва в армию в 1987 году полгода провел в учебном отряде в Латвии, после этого служил в городе Балтийске Калининградской области. 

http://grodnonews.by/uploads2/novosad.jpg
Олег Новосад

– Два с половиной года в прямом смысле слова жил на сторожевом корабле, – рассказывает Олег Новосад. – Бороздил просторы Балтийского моря. Годы службы пролетели как один день, ведь жизнь моряка-надводника всегда полна событий. Она, как и море, не бывает однообразной.

Суровые штормы и молчаливые штили… Море научило трудолюбию и стойкости, оно помогло понять, что любая сложность как на корабле, так и в жизни должна не приниматься, а решаться.

– Нет безвыходных ситуаций, всегда повторял наш замполит, – вспоминает Олег Викторович. – Бывать в сильных штормах приходилось не раз. Помню, однажды не могли стать на якорь, а корабль волной несло к берегу. Выкрутились и обошлись без потерь. 

Олег Новосад в Калининградской области частый гость. При первой возможности на День флота едет в Балтийск. Причем обязательно по форме и с сыном. Память о корабельной жизни который год не дает выбросить газету «Страж Балтики» с объявлением о наборе моряков-надводников. Вот только возрастное ограничение до тридцати лет оставляет мечту далекой. И море бывает близким только в снах и воспоминаниях.

 
Екатерина МОТЕВИЧ